Тема занятия № 29

Тема занятия № 29. Сестринский процесс при ревматоидном артрите.

Прочитайте:

  1. A) усиления процессов аэробного окисления субстратов в цикле Кребса
  2. B) любые сведения, полученные в ходе производства по делу с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, имеющие отношение к делу
  3. B) Невроз с преобладанием процесса торможения
  4. E) Нарушение мнестических процессов при поражении лобных долей мозга
  5. I. Свищи, обусловленные патологическими процессами в брюшной полости и её органах.
  6. II. Изменения, претерпеваемые личностью по мере развития процесса
  7. II. Цель занятия
  8. II. Цель занятия
  9. II. Цель занятия
  10. II. Цель занятия

Цель работы:Научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.

Задание № 1.Перечислите основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании: боли, ограничение подвижности, утренняя скованность, висцериты, лихорадка

Задание № 2. Перечислите проблемы пациента, встречающиеся при данном заболевании, и заполните таблицу:

Проблема пациента Данные обследования
Боли Боли в суставах при движении
Ограничение подвижности суставов Объем движений в суставах ограничен
Утренняя скованность В зависимости от степени активности может держаться от нескольких часов утром до вечера
Повышение температуры Температура может быть субфебрильная и выше
Потеря способности к самоуходу Из-за стойких ограничений функции суставов
Слабость Снижение трудоспособности
Деформации суставов Могут быть от незначительных до анкилозов и полной потери подвижности

Задание № 3.Как вы будете осуществлять реализацию проблем при данном заболевании? Заполните таблицу.

Независимые действия медсестры Взаимозависимые действия медсестры Зависимые действия медсестры
Создать физический и психический покой, рекомендации по диете. Наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, весом, диетой, режимом, состоянием кожных покровов, функциональной активностью суставов, взвешивание. Организация консультации диетолога, по психотерапии, ЛФК, физиотерапии. Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача, профилактика возможных осложнений.

Задание № 4.Перечислите основные направления при лечении пациента с данным заболеванием:

нестероидные противовоспалительные средства, глюкокортикоидные гормоны, препараты золота, Д-пеницилламин, плазмаферез, внутрисуставное введение гормонов, физиотерапия, ЛФК.

Задание № 5.Заполните таблицу, используя рецептурный справочник. Выпишите основные лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании.

Название препарата Показания Пути введения Противопоказа- ния. С какими препаратами не сочетается. Побочные действия.
Индометацин Нестероидный противовоспалительный препарат. Артриты, артрозы Внутрь таблетированные формы, мазь – наружно Повышенная чувствительность, обострение язвенной болезни, бронхиальная астма
Гидрокортизон Глюкокортикостероидный гормон. Противовоспалительное действие при заболеваниях суставов, соединительной ткани. В/в, в/суставно, в/м, мазь – наружно Тяжелые формы гипертонической болезни, сахарного диабета, болезни Иценко-Кушинга, активный туберкулез, старческий возраст

Задание № 6.Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:

Пациентка Д., 32 года, медицинский диагноз: ревматоидный артрит, суставная форма, обратилась на приём в поликлинику с жалобами на отёчность и боли в мелких суставах кисти и в коленных суставах. Больна в течение 3 лет. Лечится регулярно. Работает бухгалтером. Замужем, имеет двоих детей (4 и 10 лет), обеспокоена своим будущим, боится, что не сможет вырастить детей. ОБЪЕКТИВНО: температура 37,3° С, кожа над мелкими суставами гиперемирована, отёчна. При пальпации, активных и пассивных движениях суставы резко болезненны. ЧСС – 80 в минуту, АД – 120/80 мм рт. ст., ЧДД – 18 в минуту.

План работы медицинской сестры

Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, двигаться, поддерживать температуру, спать, отдыхать, работать, общаться, избегать опасности.

Проблемы пациента Наблюде-ние План ухода Мотивация Роль больного и родственников Оценка
Настоящие: отёчность и боли в мелких суставах кисти и в коленных суставах, страх за будущее детей. Потенциальные: развитие осложнений заболевания. Приоритетная: боли. За кожными покровами, пульсом, АД, ЧДД, ЧСС, степенью деформации и ограничения подвижности суставов, режимом. 1. Строгое выполнение всех назначений врача. 2. Научить приемам самомассажа и ЛФК. 3. Уход за кожей. 4. Соблюдение режима и диеты. 5. Проведение психотерапевтических бесед, успокоить, вселить уверенность в свои силы. 1. Для скорейшего выздоровления. 2. Для самостоятельного уменьшения боли и борьбе с утренней скованностью. 3. Для профилактики осложнений. 4. Для предотвращения обострений. 5. Для решения психологических проблем. Научить приемам ухода, массажа, простейшим манипуляциям. Создать щадящий режим. Боли уменьшились, самочувствие улучшилось, цель достигнута.

Цели: краткосрочная – боли уменьшатся к концу недели;

долгосрочная – боли не будут беспокоить к моменту выписки.

Задание № 7.Вспомните, какие манипуляции необходимы при осуществлении сестринского процесса у больного с данным заболеванием. Заполните таблицу.

Манипуляция Подготовка пациента Основные этапы выполнения манипуляции.
Бритье лица Объяснить ход процедуры, получить согласие. Оснащение: станок для бритья, мыльная пена или крем для бритья, салфетка, емкость (лоток) с водой, полотенце, перчатки. Алгоритм действия: 1. Вымойте руки, наденьте перчатки. 2. Намочите салфетку в горячей воде и отожмите ее. 3. Положите салфетку на лицо пациента на 5-7 минут. 4. Нанесите на лицо мыльную пену или крем для бритья. 5. Оттягивая кожу в направлении, противоположном движению станка, аккуратно побрейте пациента. 6. Протрите лицо пациента влажной салфеткой. 7. Высушите лицо полотенцем. 8. Снимите перчатки, вымойте руки.
Умывание пациента Объяснить ход процедуры, получить согласие. Пациентам, находящимся на постельном режиме, медсестра оказывает помощь при утреннем туалете. Оснащение: клеенка, таз, кувшин, мыло, полотенце, теплая вода. Алгоритм действия: 1. Поставьте таз на стул рядом с кроватью. 2. Поверните пациента на бок или усадите его на край кровати, если нет противопоказаний. 3. На край кровати или на колени пациента (если он сидит) постелите клеенку. 4. Дайте пациенту в руки мыло. 5. Поливайте над тазом из кувшина теплой водой на руки пациента, пока он не умоется. (Вместо кувшина можно использовать чайник, специально отведенный для этой цели и промаркированный “Для умывания пациентов”). 6. Подайте пациенту полотенце. 7. Уберите таз, клеенку, полотенце. 8. Уложите удобно пациента в кровать. ЗАПОМНИТЕ! Необходимо предоставить пациенту возможность самостоятельно выполнять посильные для него действия. Медсестра должна создать для этого условия, оказать пациенту необходимую помощь. Некоторые пациенты не могут умыться даже с чужой помощью. В этом случае медсестра сама умывает пациента. Оснащение: таз, рукавичка или губка, полотенце, перчатки, теплая вода. Алгоритм действия: 1. Вымойте руки, наденьте перчатки. 2. Смочите рукавичку или губку в теплой воде, налитой в таз (можно воспользоваться концом полотенца). 3. Умойте пациента (последовательно – лицо, шею, руки с помощью губки или рукавички). 4. Высушите кожу полотенцем. 5. Снимите перчатки, вымойте руки.
Читать еще:  Можно ли бегать при ревматоидном артрите

Оценка (замечания преподавателя)——————

Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 6672 | Нарушение авторских прав

Тема занятия № 29. Сестринский процесс при ревматоидном артрите.

Прочитайте:

  1. A) усиления процессов аэробного окисления субстратов в цикле Кребса
  2. B) любые сведения, полученные в ходе производства по делу с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, имеющие отношение к делу
  3. B) Невроз с преобладанием процесса торможения
  4. E) Нарушение мнестических процессов при поражении лобных долей мозга
  5. I. Свищи, обусловленные патологическими процессами в брюшной полости и её органах.
  6. II. Изменения, претерпеваемые личностью по мере развития процесса
  7. II. Цель занятия
  8. II. Цель занятия
  9. II. Цель занятия
  10. II. Цель занятия

Цель работы:Научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.

Задание № 1.Перечислите основные симптомы и синдромы, встречающиеся при данном заболевании: боли, ограничение подвижности, утренняя скованность, висцериты, лихорадка

Задание № 2. Перечислите проблемы пациента, встречающиеся при данном заболевании, и заполните таблицу:

Проблема пациента Данные обследования
Боли Боли в суставах при движении
Ограничение подвижности суставов Объем движений в суставах ограничен
Утренняя скованность В зависимости от степени активности может держаться от нескольких часов утром до вечера
Повышение температуры Температура может быть субфебрильная и выше
Потеря способности к самоуходу Из-за стойких ограничений функции суставов
Слабость Снижение трудоспособности
Деформации суставов Могут быть от незначительных до анкилозов и полной потери подвижности

Задание № 3.Как вы будете осуществлять реализацию проблем при данном заболевании? Заполните таблицу.

Независимые действия медсестры Взаимозависимые действия медсестры Зависимые действия медсестры
Создать физический и психический покой, рекомендации по диете. Наблюдение за пульсом, АД, ЧДД, физиологическими отправлениями, весом, диетой, режимом, состоянием кожных покровов, функциональной активностью суставов, взвешивание. Организация консультации диетолога, по психотерапии, ЛФК, физиотерапии. Забор биологического материала на лабораторное исследование, подготовка к исследованиям и консультациям, своевременная раздача лекарств и введение лекарственных средств, быстрое выполнение всех назначений врача, профилактика возможных осложнений.

Задание № 4.Перечислите основные направления при лечении пациента с данным заболеванием:

нестероидные противовоспалительные средства, глюкокортикоидные гормоны, препараты золота, Д-пеницилламин, плазмаферез, внутрисуставное введение гормонов, физиотерапия, ЛФК.

Задание № 5.Заполните таблицу, используя рецептурный справочник. Выпишите основные лекарственные препараты, назначаемые при данном заболевании.

Название препарата Показания Пути введения Противопоказа- ния. С какими препаратами не сочетается. Побочные действия.
Индометацин Нестероидный противовоспалительный препарат. Артриты, артрозы Внутрь таблетированные формы, мазь – наружно Повышенная чувствительность, обострение язвенной болезни, бронхиальная астма
Гидрокортизон Глюкокортикостероидный гормон. Противовоспалительное действие при заболеваниях суставов, соединительной ткани. В/в, в/суставно, в/м, мазь – наружно Тяжелые формы гипертонической болезни, сахарного диабета, болезни Иценко-Кушинга, активный туберкулез, старческий возраст

Задание № 6.Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:

Пациентка Д., 32 года, медицинский диагноз: ревматоидный артрит, суставная форма, обратилась на приём в поликлинику с жалобами на отёчность и боли в мелких суставах кисти и в коленных суставах. Больна в течение 3 лет. Лечится регулярно. Работает бухгалтером. Замужем, имеет двоих детей (4 и 10 лет), обеспокоена своим будущим, боится, что не сможет вырастить детей. ОБЪЕКТИВНО: температура 37,3° С, кожа над мелкими суставами гиперемирована, отёчна. При пальпации, активных и пассивных движениях суставы резко болезненны. ЧСС – 80 в минуту, АД – 120/80 мм рт. ст., ЧДД – 18 в минуту.

План работы медицинской сестры

Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, двигаться, поддерживать температуру, спать, отдыхать, работать, общаться, избегать опасности.

Проблемы пациента Наблюде-ние План ухода Мотивация Роль больного и родственников Оценка
Настоящие: отёчность и боли в мелких суставах кисти и в коленных суставах, страх за будущее детей. Потенциальные: развитие осложнений заболевания. Приоритетная: боли. За кожными покровами, пульсом, АД, ЧДД, ЧСС, степенью деформации и ограничения подвижности суставов, режимом. 1. Строгое выполнение всех назначений врача. 2. Научить приемам самомассажа и ЛФК. 3. Уход за кожей. 4. Соблюдение режима и диеты. 5. Проведение психотерапевтических бесед, успокоить, вселить уверенность в свои силы. 1. Для скорейшего выздоровления. 2. Для самостоятельного уменьшения боли и борьбе с утренней скованностью. 3. Для профилактики осложнений. 4. Для предотвращения обострений. 5. Для решения психологических проблем. Научить приемам ухода, массажа, простейшим манипуляциям. Создать щадящий режим. Боли уменьшились, самочувствие улучшилось, цель достигнута.

Цели: краткосрочная – боли уменьшатся к концу недели;

долгосрочная – боли не будут беспокоить к моменту выписки.

Задание № 7.Вспомните, какие манипуляции необходимы при осуществлении сестринского процесса у больного с данным заболеванием. Заполните таблицу.

Манипуляция Подготовка пациента Основные этапы выполнения манипуляции.
Бритье лица Объяснить ход процедуры, получить согласие. Оснащение: станок для бритья, мыльная пена или крем для бритья, салфетка, емкость (лоток) с водой, полотенце, перчатки. Алгоритм действия: 1. Вымойте руки, наденьте перчатки. 2. Намочите салфетку в горячей воде и отожмите ее. 3. Положите салфетку на лицо пациента на 5-7 минут. 4. Нанесите на лицо мыльную пену или крем для бритья. 5. Оттягивая кожу в направлении, противоположном движению станка, аккуратно побрейте пациента. 6. Протрите лицо пациента влажной салфеткой. 7. Высушите лицо полотенцем. 8. Снимите перчатки, вымойте руки.
Умывание пациента Объяснить ход процедуры, получить согласие. Пациентам, находящимся на постельном режиме, медсестра оказывает помощь при утреннем туалете. Оснащение: клеенка, таз, кувшин, мыло, полотенце, теплая вода. Алгоритм действия: 1. Поставьте таз на стул рядом с кроватью. 2. Поверните пациента на бок или усадите его на край кровати, если нет противопоказаний. 3. На край кровати или на колени пациента (если он сидит) постелите клеенку. 4. Дайте пациенту в руки мыло. 5. Поливайте над тазом из кувшина теплой водой на руки пациента, пока он не умоется. (Вместо кувшина можно использовать чайник, специально отведенный для этой цели и промаркированный “Для умывания пациентов”). 6. Подайте пациенту полотенце. 7. Уберите таз, клеенку, полотенце. 8. Уложите удобно пациента в кровать. ЗАПОМНИТЕ! Необходимо предоставить пациенту возможность самостоятельно выполнять посильные для него действия. Медсестра должна создать для этого условия, оказать пациенту необходимую помощь. Некоторые пациенты не могут умыться даже с чужой помощью. В этом случае медсестра сама умывает пациента. Оснащение: таз, рукавичка или губка, полотенце, перчатки, теплая вода. Алгоритм действия: 1. Вымойте руки, наденьте перчатки. 2. Смочите рукавичку или губку в теплой воде, налитой в таз (можно воспользоваться концом полотенца). 3. Умойте пациента (последовательно – лицо, шею, руки с помощью губки или рукавички). 4. Высушите кожу полотенцем. 5. Снимите перчатки, вымойте руки.
Читать еще:  Как остановить артрит кистей рук

Оценка (замечания преподавателя)——————

Дата добавления: 2015-11-25 | Просмотры: 6673 | Нарушение авторских прав

ЗАНЯТИЕ № 7. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ РЕВМАТОИДНОМ АРТРИТЕ. ВЫХОД В ИНФАРКТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

Цель работы:Научиться организации сестринского процесса при данном заболевании. Закрепить теоретические знания по данной теме и научиться применять их в практической работе, т.е. проводить правильную диагностику, оказывать неотложную помощь, лечение и уход. Продолжать совершенствование манипуляционной техники. Вырабатывать в себе морально-этические качества, необходимые медицинскому работнику.

Задание 1. Изучив материалы лекции и учебника и ознакомившись с дополнительной литературой, ответьте на следующие вопросы по теме:

· Дайте определение, расскажите предрасполагающие факторы ревматоидного артрита.

· Перечислите клинические проявления ревматоидного полиартрита.

· Перечислите дополнительные методы, применяемые в диагностике ревматоидного артрита.

· Расскажите основные принципы лечения ревматоидного артрита.

· Сформулируйте проблемы, поставьте цели и составьте план ухода при ревматоидном артрите.

Задание 2. Ответьте на вопросы тестового контроля:

1. При ревматоидном артрите преимущественно поражаются суставы

а) коленные б) локтевые в) тазобедренные г) пястно-фаланговые

2. Типичный симптом ревматоидного артрита

а) слабость б) одышка в) утренняя скованность суставов г) боли в животе

3. Потенциальная проблема пациента при ревматоидном артрите

а) желтуха б) запор в) влажный кашель г) деформация суставов

4. При лечении ревматоидного артрита обычно используются

а) антибиотики б) диуретики

в) гипотензивные г) нестероидные противовоспалительные препараты

5. Основное побочное действие НПВП

а) повреждение слизистой оболочки ЖКТ б) нарушение зрения

в) повышение АД г) ототоксичность

Задание 3. Решите ситуационно-проблемную задачу.

Пациентка А., 38 лет поступила в кардиологическое отделение с диагнозом: “ревматоидный полиартрит”.

Предъявляет жалобы на сильные боли в мелких суставах стоп и кистей, синдром утренней скованности, ограничение движений в этих суставах, повышение температуры до 37, 8 С. Не может самостоятельно провести утренний туалет, одеться. Пациентка обеспокоена своим состоянием, боится ухудшения состояния.

Объективно: кисти и стопы отечны, движения в них ограничены из-за деформации.

· Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

· Объясните пациентке правила сдачи крови на биохимическое исследование.

Приоритетная проблема: _________________________________________________

Краткосрочная цель: _____________________________________________________

Долгосрочная цель: ______________________________________________________

План Мотивация

Задание 4.

1. Какие суставы чаще поражаются при ревматоидном артрите? 2. Назовите характерные изменения суставов при ревматоидном артрите. Эталоны ответов ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Домашнее задание. Подготовиться по темам:

· СП при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

· Клиническая фармакология в кардиологии.

· Отработка манипуляций в кардиологии.

Оценка (замечания преподавателя) ______________________________________

ЗАНЯТИЕ № 8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ В КАРДИОЛОГИИ. ОТРАБОТКА МАНИПУЛЯЦИЙ В КАРДИОЛОГИИ.

Цель работы:Закрепить теоретические знания по данной теме, полученные на предыдущих занятиях по СД в терапии и клинической фармакологии. Продолжать совершенствование манипуляционной техники.

Задание 1. Повторить теоретический материал по теме «СП при заболеваниях сердечно-сосудистой системы» и подготовиться к письменной контрольной работе по следующим вопросам:

· СП при ревматизме.

· СП при хронической сердечной недостаточности.

· СП при митральных пороках сердца.

· СП при аортальных пороках сердца.

· СП при артериальной гипертонии.

· СП при стенокардии.

· СП при инфаркте миокарда.

· СП при острой сердечной недостаточности.

· СП при острой сосудистой недостаточности.

· СП при ревматоидном артрите.

Задание 2. Повторить теоретический материал по теме «Клиническая фармакология в кардиологии» и подготовиться к письменной контрольной работе по следующим вопросам:

· Антиагреганты и антикоагулянты

По каждой группе лекарственных средств знать: фармакологическое действие, показания, противопоказания, побочные действия, представителей, формы выпуска, дозы.

Задание 3. Повторить технологии выполнения следующих простых медицинских услуг:

· Подсчет пульса и его характеристики.

· Подсчет дефицита пульса.

· Измерение АД. Классификация цифр АД по ВОЗ.

· Определение водного баланса.

· Определение скрытых отеков.

· Учет и хранение наркотиков.

· Подготовка пациента к абдоминальной пункции.

· Забор крови на стерильность и биохимический анализ.

· Компресс на сустав.

· Уход за подключичным катетером.

· Подкожное введение НФ гепарина.

· Подкожное введение НМ гепарина.

· Подготовка пациента к велоэргометрии.

· Подготовка пациента к ЧПЭС.

· Подготовка пациента к мониторированию по Холтеру.

· Методика снятия ЭКГ (анализ ЭКГ норма – патология).

· Определение границ сердца.

· Провести аускультацию сердца.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лекционные материалы по темам «СП при артериальной гипертонии», «СП при атеросклерозе, ИБС, стенокардии», «СП при заболеваниях органов дыхания», «СП при инфаркте миокарда, аритмиях. ЭКГ при инфаркте миокарда, аритмиях», «СП при острой сердечной и сосудистой недостаточности», «СП при острой сердечной и сосудистой недостаточности», «СП при пороках сердца. ХСН», «СП при ревматизме».

2. Н.И. Федюкович. Внутренние болезни. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003г.

3. О.Л. Задворнова, М.Х. Турьянова. Справочник медицинской сестры. М. 1998 г.

4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. «АНМИ». М. 1995 г.

5. С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Теоретические основы сестринского дела. М. 1996 г.

6. Сборник «Технологии выполнения простых медицинских услуг» по дисциплине ОСД. ВБМК. 2009г.

7. Сборник «Технологии выполнения простых медицинских услуг» по дисциплине СД в терапии. ВБМК. 2009г.

8. Э.В. Смолева, Е.В. Аподиакос. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. Ростов- на- Дону. «Феникс» 2008г.

1. Артериальная гипертензия. Национальные рекомендации по профилактике, диагностике и лечении артериальной гипертонии под редакцией академика Р. Оганова. Москва. 2001г.

2. Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону. Терапевтический справочник Вашингтонского Университета. Москва. 2002г.

3. Гипертоническая болезнь: рекомендации пациенту. Оверчук С.В. Городской кардиоцентр Владимир. 2001г.

4. До госпитальная помощь при гипертоническом кризе. Методические рекомендации. Москва. 2006г.

5. И.Н. Денисов, Б.Л. Мовшович, «Общая врачебная практика» (практическое руководство). Москва. 2001г.

7. Классификация внутренних болезней. Методические разработки для студентов, врачей –терапевтов. ИГМА. Иваново. 2002г.

8. М.Н. Мамедов. «Школа по диагностике и лечению гиперлипедемии». Москва. 2006г.

9. Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний под редакцией Е.И. Чазова. Москва. 2004г.

Читать еще:  Лекция сестринская помощь при ревматоидном артрите остеоартрозе

10. Руководство по ревматологии. Москва. 2005г.

11. Стенокардия диагностика, лечение и профилактика. Клиническое руководство, департамент здравоохранения г. Владимира. ИГМА. (Владимирский филиал). г.Владимир. 2001г.

12. Терапия. Руководство для врачей и студентов под редакцией А.Г. Чучалина. (перевод с английского). Москва. 1996г.

Жить, а не выживать – профессиональный сестринский уход при ревматоидном артрите

Сестринский уход при ревматоидном артрите – одно из основных составляющих лечения, позволяющее повысить качество жизни пациентов.Поражение суставов ревматической природы – генетически обусловленное, прогрессирующее социальное заболевание, описанное еще Гиппократом. В мире страдают этой патологией 1,5-2% населения, соотношение женщин и мужчин среди числе пациентов 3:1 (75-77% и 23-25% соответственно). До 85-90% пациентов становятся нетрудоспособными в течение 20 лет от манифестации заболевания и составляют 18-21% всехинвалидов.

Сестринский процесс при лечении пациента с ревматоидным артритом

Сестринский процесс – комплекс мероприятий, имеющих научное обоснование, направленных на обеспечение максимально возможного уровня комфорта пациента, его физического и психического равновесия. Внедрение стандартов сестринского процесса в России еще обсуждается.

Сестринский процесс при ревматоидном артрите включает 5 этапов:

  1. Обследование человека, страдающего ревматоидным полиартритом. Медсестра в ходе беседы с пациентом или его родственниками выясняет жалобы. При осмотре измеряет температуру, артериальное давление, оценивает кожные покровы. Особое внимание необходимо уделить осмотру и пальпации пораженных суставов, оценить степень их подвижности, походку.
  2. Выставление сестринского диагноза. Анализ полученных данных, выявление трудностей, препятствующих пациенту вести привычный образ жизни. Диагноз ставится посимптомно и посиндромно, все проблемы делятся на существующие (боль, ограничение подвижности, психологический дискомфорт) и предполагаемые (образование пролежней у лежачих пациентов, снижение настроения при потере работоспособности).
  3. Постановка целей и планирование. На этом этапе нужно поставить реальные краткосрочные и отсроченные задачи. В процесс планирования нужно обязательно вовлекать пациента и его родных. Ближайшие цели (1-2 недели) направлены на улучшение состояния пациента. Отдаленные – на профилактику рецидивов, адаптацию пациента.
  4. Реализация плана ухода. В соответствии с поставленными целями на четвертом этапе выполняются мероприятия для их реализации. Действия медсестры могут быть зависимыми (по назначению врача), независимыми (по своему решению) или взаимозависимыми (совместно с врачом).
  5. Оценка. Анализ результатов сестринского процесса включает оценку достижения поставленных целей, реакции пациента на сестринский уход, эффективности проводимых мероприятий и дальнейшее планирование. Если задачи не решены, ищется причина и возможные пути решения.

Все проводимые мероприятия, а также реакцию пациента на них необходимо письменно фиксировать в сестринской истории болезни.

Какие манипуляции выполняет медсестра?

Разработав план мероприятий, медсестра обеспечивает их реализацию. Люди с ревматоидным полиартритом часто впадают в депрессию из-за своего состояния – невозможности свободного передвижения, работы, самообслуживания.

Сестринский уход начинается с бесед с пациентом. Медсестра разъясняет особенности течения болезни, внушает уверенность в успехе, акцентирует внимание на привлекательных чертах внешности, уводя внимание пациента от изменений суставов, походки.

Средний медицинский персонал объясняет необходимость отказа от вредных привычек и соблюдения диеты (стол №10), а затем следит за исполнением этих рекомендаций. При избыточном весе разрабатывает план похудения для уменьшения нагрузки на суставы.

В помещении медсестра следит за поддержанием оптимальной температуры и влажности воздуха, контролирует частоту проветривания.

Когда заболевание находится в остром периоде, медсестра помогает принять удобное положение лежачему пациенту – с приподнятой головой, полусидя. Пораженный сустав фиксируется повязкой, лонгетой в функциональном положении для уменьшения боли. При необходимости медсестра обеспечивает человека костылями, обучает использованию.

По назначению врача на воспаленный сустав прикладывает сухое тепло (грелки, компрессы). Если есть открытые раны или свищи, медсестра меняет повязки.

Также она следит за приемом назначенных препаратов. Рассказывает:

  • о необходимости постоянного лечения;
  • о правилах приема лекарств для профилактики осложнений.

Помогает выполнять ежедневный туалет, кормит пациента. При этом ведет разговоры о временном ограничении в самообслуживании.

Пациентам с деформирующим остеоартрозом и стойкими нарушениями функции суставов надо помогать вновь приобретать навыки самообслуживания с учетом появившихся ограничений.

После стихания острого процесса медсестра начинает делать массаж и комплекс упражнений лечебной гимнастики, разработанный индивидуально врачом. В процессе обучает пациента самомассажу, разъясняет необходимость тренировок и поддержания подвижности в пораженной конечности. Это способствует профилактике развития:

Медсестра привлекает к помощи психологов. Совместно с родственниками убеждает в вероятности поиска новой работы с учетом физических возможностей человека.

Сестринский уход заключается и в обучении пациента методам профилактики обострений. Разъясняется необходимость приема лекарств, регулярного посещения ревматолога, снижения массы тела, выполнения комплекса упражнений, правильного подбора одежды с учетом погоды.

Удобная, качественная обувь облегчает движение, снижает нагрузку на суставы. Правила выбора обуви также должна объяснить медсестра.

Кому требуется сестринский уход при ревматоидном артрите?

Сестринский уход может осуществляться в больнице или дома в зависимости от потребностей пациента.

Обострение ревматоидного полиартрита, острая ревматическая лихорадка – показания к стационарному лечению. В рамках помощи используют необходимые мероприятия, составляется индивидуальный план, заводится сестринская история болезни, в которой отражаются все действия и результаты лечения. При выписке медсестра пишетсестринский эпикриз, содержащий краткое описание проведенных манипуляций и рекомендации по дальнейшему лечению, реабилитации.

Важно! При запоздалой диагностике и отсутствии лечения инвалидность развивается через 5-6 лет у 30-33% людей, страдающих ревматоидным полиартритом.

Пациенты с осложненным течением ревматического артрита, у которых развились контрактуры (ограничение подвижности в суставе), анкилоз (неподвижность), деформирующий остеоартроз, нуждаются в постоянном уходе и помощи со стороны среднего медицинского персонала.

Домашний уход несколько отличается от стационарного и имеет следующие особенности:

  1. Медсестра и пациент находятся в длительном, тесном контакте.
  2. На первый план выступает психологическая помощь и доверие медицинскому персоналу.

Все манипуляции и ежедневный утренний туалет стоит начинать после приема препаратов. Так, добиваясь уменьшения боли, можно вовлекать в процесс самого человека, обучать навыкам самообслуживания с учетом степени ограничения подвижности.

Использование сухого тепла и ванн облегчает состояние пациента. Задача медсестры следить, чтобы вода не была излишне горячей.

Налаживать контакт с близкими подопечного также может быть полезно. Медсестра советует включать в рацион блюда, полезные при артрите или деформирующем остеоартрозе:

Для сохранения социальной активности полезны прогулки. Медсестра помогает одеваться, советует носить теплую одежду, укутывать пораженные суставы. Следит, чтобы прогулки не были длительными, по возможности старается избегать лестниц, предотвращая чрезмерную нагрузку. Помогает использовать средства передвижения.

Сотрудничество пациента и среднего медицинского персонала – залог полноценной жизни страдающего ревматоидным артритом и деформирующим остеоартрозом.

Мы будем очень благодарны, если вы оцените ее и поделитесь в социальных сетях

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector