Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года

Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года

В первый раз невролог осмотрит новорожденного ребенка в роддоме, затем еще несколько раз на протяжение первого года во время плановых осмотров специалистов. Время младенчества считается в неврологии периодом адаптации к окружающей среде. Правильное и своевременное созревание центральной нервной системы напрямую влияет на формирование и развитие речевых и физиологических навыков. Работа невролога с ребенком до года сводится к оценке состояния ЦНС, ее развития и зрелости, влиянию на нее неблагоприятных факторов. Мы решили рассмотреть список наиболее актуальных вопросов к неврологу от родителей младенца.

Зачем нужен плановый осмотр?

Вопрос: Если роды прошли нормально и мой малыш родился без патологий, родовых травм и с хорошей оценкой по шкале Апгар, нужно ли показывать ребенка неврологу?

По существующим правилам абсолютно здоровому малышу необходимы четыре плановых осмотра у невролога в первый год жизни: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. У малышей, даже получивших при рождении хорошую оценку по шкале Апгар, в процессе роста и развития могут проявляться нарушения центральной нервной системы (ЦНС). Важно выявить их как можно раньше, чтобы эффективно помочь крохе.

Помимо норм роста и веса малыша, важно не упустить признаки таких пороков развития, как внутричерепное давление, гипертензионно-гидроцефальный синдром, увеличение желудочков мозга и многих других. Именно на начальном этапе они поддаются коррекции, что позволит избежать серьезных и даже неизлечимых диагнозов в дальнейшем.

Повторные неврологические осмотры необходимы даже в том случае, если во время предыдущих консультаций никаких отклонений в деятельности ЦНС малыша не обнаруживалось — они могут проявиться позже.

Когда в 7 лет ваш ребенок отправится в школу и уже там обнаружится, что он «необучаемый», «трудный» или «проблемный», винить останется только себя или нерадивого невролога. Огромное количество неприятных синдромов и состояний в работе нервной системы могут не обнаруживаться визуально по причине того, что 6 – 7 лет – достаточно кризисный возраст, в котором «вылезают» пропущенные в более раннем возрасте неврологические отклонения. Заболевания нервной системы возможно успешно диагностировать и лечить в первые месяцы после родов. Чем позже начать лечение, тем сложнее болезнь будет поддаваться коррекции. Именно поэтому так важно регулярно посещать плановые осмотры и сдавать соответствующие анализы.

Неврологический молоточек

Вопрос: Зачем невролог использует молоточек? (стучит молоточком по колену и водит им перед глазами ребенка?)

Неотъемлемым атрибутом невролога является неврологический молоточек, он же молоток Тейлора, перкуссионный молоточек (перкуссия – это на языке медицины выстукивание), томагавк, молоток Бак, молоток Тромнера. Разновидностей инструмента очень много, каждый выбирает то, что ему удобнее.

Несмотря на простоту механизма и предвзятое отношение к нему многих пациентов («что можно понять, стукнув молотком по колену?»), неврологический молоточек – серьезный инструмент диагностики. Он позволяет эффективно выявлять всевозможные отклонения в работе нервной системы на ранних стадиях: состоянии глазодвигательных нервов, вестибулярного аппарата и мозжечка малыша, и соответственно предупредить развитие серьезных неврологических диагнозов. Бояться инструмента не нужно, даже несмотря на наличие игл на некоторых моделях – они предназначены для проверки рефлексов и чувствительности кожных покровов и не причинят ребенку боли.

Младенец перед телевизором

Вопрос: Разве может быть опасным для ребенка до года просмотр телевизора? Ведь не обязательно смотреть зомбирующие передачи или вызывающие агрессию мультики, есть масса интересных мультфильмов для детей, развивающих передач для самых маленьких.

Врачи утверждают, что начинать смотреть телевизор можно с возраста не ранее двух лет.

  • Телевизор можно смотреть с двух лет не более 5-8 минут.
  • В три года можно увеличить просмотр до 25 минут.
  • В четыре года просмотр составит 30 минут.
  • В пять лет – 35 минут.

Младенцу нежелательно даже находиться в комнате, где работает телевизор. Это слишком серьезная нагрузка для его хрупкой нервной системы и глаз. Незаметное мерцание экрана способно вызывать судорожный синдром, нарушения зрения и сна. Ребенок становится легко возбудимым, капризным и нервным.

Отличной альтернативой гармоничного интеллектуального развития для ребенка до года станет чтение книг с яркими и красочными картинками, занятия с конструктором из крупных деталей.

Спокойный сон – залог гармоничного развития

Вопрос: одним вопросом здесь не ограничишься. Самые частые: Почему ребенок не может долго заснуть? Почему ребенок всегда плачет перед засыпанием? Почему ребенок чрезвычайно возбужден перед сном и его невозможно уложить в течение долгого времени? Ребенок вдруг начал плакать и кричать по ночам. Как наладить сон малыша без лекарств?

Сон для ребенка до года – это не просто отдых, он включает огромное количество функций:

  • Расслабление организма и восстановление потраченной энергии;
  • Поддержание отличного уровня иммунной системы;
  • Выработка гормона роста;
  • Обработка и систематизация мозгом собранных в период бодрствования данных;
  • Стимуляция мозговой зоны, отвечающей за развитие мышления и памяти.

Усредненные значения норм сна для младенца

Для того, чтобы наладить режим сна без медикаментов, избежать плача и криков во сне, капризов и перевозбужденного состояния младенца перед сном, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Строго и скрупулезно следуйте режиму сна и бодрствования, не позволяя текущим делам и событиям дня его нарушить. Больше времени проводите с ребенком на воздухе;
  • Установите определенный ритуал отхода ко сну, как днем, так и ночью. Всегда его придерживайтесь. Сюда могут входить ванна с успокаивающими травками (предварительно посоветуйтесь с неврологом), чтение книги, спокойные игры, рассказывание сказки, колыбельные песни;
  • Не опаздывайте с кормлением и сном;
  • Положите в изголовье ребенка подушечку с мятой или лавандой. Полезно также поить малышка детским чаем из этих трав — но только после того, как ему исполнится полгодика;
  • Изучайте признаки утомления малыша. Если они налицо, лучше уложить малыша немного раньше, иначе он может перевозбудиться и заснуть позже, чем положено. К признакам переутомления можно отнести трение лба или глаз, появление небольших кругов под ними, помутнение глаз, сонный взгляд, дерганье себя за уши. У каждого ребенка они индивидуальны;
  • Объясняйте и показывайте чаду различия между днем и ночью. Объясняйте, когда укладываете кроху в постель, что другие люди и звери тоже ложатся отдыхать, им нужно набраться сил перед новым днем, почему ночью не светит солнце и т.д. В позднее время не играйте с ребенком, снизьте уровень шума и света в комнатах, чтобы ребенок осознавал, что подходит время сна.
Читать еще:  Укрепление коленных суставов и связок

Не забывайте о том, что ребенок в любом возрасте, а особенно до года, необычайно чувствителен к атмосфере в семье, поэтому очень важно исключить любые стрессы для малыша, проявления неуравновешенности эмоций и тем более агрессии в его присутствии.

Прием у детского невролога. Мамина школа

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

10 вопросов к детскому врачу-неврологу

Неврологические проблемы у детей в современной медицине не такая уж и редкость. Многие сталкиваются с последствиями родовых травм или падений, наследственными заболеваниями или развитием неврологических патологий. Каждый случай индивидуален, но некоторые ответы на частые вопросы вы можете найти в нашем интервью с детским неврологом Соловьёвой Анной Вячеславовной

1. Чем именно занимается детский врач-невролог? В чём специфика его работы?

– Главная задача детского невролога – оценить развитие психической, моторной, речевой сфер ребёнка на разных возрастных этапах и выявить неврологические проблемы. И врачу, и родителям важно вовремя обнаружить состояния, которые требуют своевременного назначения лечения. Поэтому визит к неврологу с новорождённым малышом откладывать не стоит.

2. Когда ребёнок и невролог встречаются впервые? Как родителям подготовится к визиту?

– Первый профилактический осмотр невролога проводится в один месяц. Перед консультацией необходимо подготовить интересующие вас вопросы. Мне как неврологу нужна будет следующая информация: особенности протекания беременности и родов, продолжительность сна и бодрствования ребёнка, набор массы на первом месяце жизни. На приём возьмите с собой медицинскую документацию, которую выдавали при выписке из роддома. Желательно, чтобы малыш во время осмотра был сыт и выспался – тогда его поведение позволит провести всесторонний осмотр.

3. В связи с новыми нормами, осмотр неврологом детей до года проводится дважды – в 1 месяц и в 12 месяцев. Раньше осмотров было четыре. С чем это связано?

– Я считаю, это связано с высокой нагрузкой врачей узких специализаций, просто нет возможности в условиях поликлиники осуществлять профилактические осмотры настолько часто. Но вы можете не беспокоиться: любой ребёнок, нуждающийся в осмотре невролога, будет направлен педиатром на консультацию по показаниям. Сроки осмотра педиатром не изменились и осуществляются ежемесячно. Если врач общей практики заподозрил возможность нарушений на самых ранних стадиях, то он обязательно вам это скажет и направит ко мне.

4. Каких неврологических заболеваний нужно опасаться у ребёнка на первом году жизни, а каких – не стоит?

– Есть определённые нормы психического и моторного развития малыша на первом году жизни, и от них никуда не деться. Сейчас часто пишут, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому на сроки развития обращать внимания не стоит. Однако врачи с этим могут поспорить. Если ребёнок отстаёт в приобретении нового моторного навыка на месяц и более (не держит голову, не переворачивается, не сидит и т.д.), то это серьёзный повод прийти на консультацию.

Также должны настораживать родителей любые двигательные нарушения: отсутствие движения в одной из конечностей, различная двигательная активность правых и левых ручек – у ребёнка не существует до определённого момента понятия «правша» и «левша», поэтому, например, захватывать игрушку малыш должен одинаково и той, и другой рукой. Если захвата какой-то рукой нет, то это является поводом для консультации специалиста. Если с началом ходьбы малыш «подволакивает» одну ногу или не опирается на неё – это тоже повод к обращению.

Повышенная активность, срыгивания, беспокойный сон – это, чаще всего, физиологические, нормальные для ребёнка состояния, но, если у мамы это вызывает тревогу, то лучше обратиться к педиатру, а не к неврологу.

5. Если малыш упал с кровати или коляски, обязательно ли бежать к неврологу? Что должно насторожить родителей?

– При любой травме нужно немедленно обратиться к травматологу, который проведёт осмотр и назначит необходимые обследования или отправит в стационар. Если после травмы отмечалась потеря сознания, была рвота, то необходимо в срочном порядке вызвать бригаду скорой помощи. Если мама увидела удар именно головой либо есть следы ушиба – покраснение, «шишка», то это уже повод прийти ко мне. При наличии факта травмы головы необходима консультация невролога.

6. В каких случаях ребёнку действительно необходима срочная консультация невролога?

– При острых состояниях: потеря сознания, судороги, отсутствие или сильное нарушение сна, сильные головные боли, приступы длительного крика, острой гипоксии – медлить нельзя, и консультация невролога необходима в самое ближайшее время.

7. Какие игрушки вы как невролог советуете для самых маленьких детишек?

– Игрушки должны соответствовать возрасту малыша, и их не должно быть много. Ребёнок не должен спать в кроватке с плюшевыми друзьями – есть риск удушения. На первом году жизни лучше не использовать мягкие игрушки, потом малышу нужны развивающие игрушки. Маленьким деткам будут интересны многофункциональные подвесные игрушки, различные дуги, музыкальные комплексы и яркие погремушки. Нужны такие игрушки, в которых ребёнку самому нужно что-то сделать: построить, рассортировать, слепить, собрать в единое целое.

8. Какие процедуры вы считаете обязательными для грудничков – массаж, плавание, зарядка?

Читать еще:  Фастум гель при межреберной невралгии

– Я считаю важными в формировании моторного развития ребёнка курсы общего массажа – по 10 раз в 3 и в 6 месяцев. В остальные сроки – по показаниям специалистов. Плавание полезно с рождения под наблюдением специально обученных людей. Самостоятельная гимнастика должна проводится ежедневно с месячного возраста.

9. Стоит ли опасаться приёма препаратов, если их назначает невролог? Можно ли обойтись без них?

– Любое назначение специалиста должно обсуждаться с ним по конкретному ребёнку и конкретному заболеванию. Родителям необходимо ознакомиться с противопоказаниями, побочными эффектами назначенных препаратов. При появлении каких-либо вопросов лучше проконсультируйтесь с лечащим врачом, а не отменяйте лекарство самостоятельно. Препараты, которые на данный момент назначаются детишкам с раннего возраста, прошли необходимые клинические исследования и считаются безопасными. При применении любого лекарственного средства со стороны ребёнка возможны аллергические реакции и другие побочные действия, при индивидуальной непереносимости лекарственное средство отменяется.

10. В заключение ваш главный совет всем родителям – читателям нашего блога.

– Для роста и развития здорового ребёнка необходимы адекватное питание, много общения, спокойная и любящая обстановка в семье, и зачастую этого достаточно. Не ищите проблем и болезней в своём ребёнке, спокойно и адекватно наблюдайте за его развитием. Многие мамы боятся заметить проблему в своей крохе, но при этом не торопятся обращаться к врачам. Если у вас появились вопросы или жалобы, смело идите к специалистам, ведь многие состояния у детей являются частью определённого этапа развития. Большинство заболеваний лучше поддаются лечению при раннем выявлении проблем.

Причины обращения к детскому неврологу?

Детский невролог (невропатолог, психо-невролог) – врач, занимающийся диагностикой и лечением проблем со здоровьем, связанных с нарушениями функций центральной (головного и спинного мозга) и периферической нервной системы (корешки, нервы головы, туловища и конечностей) у пациентов в возрасте от первых дней жизни до 18 лет.

Причины обращения к детскому неврологу?

Диспансерное наблюдение
На 1-м году жизни диспансерное наблюдение играет важную роль в сохранении здоровья и профилактике задержки развития ребенка. Рекомендованные сроки осмотра врачом-неврологом: 1 мес., 3 мес., 6 мес. и 12 мес. Данные сроки связаны с основными этапами становления навыков движения и психо-предречевого развития у малыша, а так же с календарем профилактической вакцинации. Важно показать ребенка неврологу именно перед основными этапами вакцинации для определения наличия неврологических противопоказаний к прививкам. Ведь неврологические осложнения на фоне вакцинации занимают второе место после аллергических. Так же детский невролог является основным специалистом, определяющим соответствие сроков моторного и психического развития возрастным нормам. Причины задержек могут быть различными, они требуют своевременной диагностики и лечения. После 1 года жизни диспансерное наблюдение ведется в 1,5 года и далее 1 раз в год.

Дети, родившиеся раньше срока; с отягощенной историей течения беременности и родов (гипоксия внутриутробная, в родах, тяжелое и средне-тяжелое состояние после рождения, ИВЛ после родов, пневмония, родовая травма), госпитализация в отделение патологии новорожденных, судороги, отклонения от нормы по данным УЗИ головного мозга (НСГ) и т.д.

Нарушения темпов моторного и психо-речевого развития. Поводом для обращения к неврологу является отставание темпов развития ребенка от возрастных норм: позже начал ползать, ходить, говорить, понимать обращенную речь, простые инструкции и т.д. Причин подобных нарушений очень много: от повреждения головного мозга в процессе беременности и родов до генетически обусловленных нарушений строения ткани мышц и т.д. Все эти причины требуют своевременной диагностики и корректного лечения. Так же необходимо показать ребенка неврологу, если вы отмечаете утерю приобретенных им ранее навыков: перестал ходить или говорить, перестали работать отдельные участки рук и/или ног и т.д.

Головные боли, боли в спине, конечностях, появившиеся насильственные неконтролируемые движения (моргания, подергивания крыльями носа, судороги конечностей и всего тела), заикания, застывания и т.д.

Плохая школьная успеваемость, утомляемость, неусидчивость, капризность, гиперактивность, дефицит внимания и нарушения памяти, любые иные виды школьной не успешности.

Поводы для экстренного обращения к неврологу: сотрясения головного мозга, удары головой; потеря сознания; резкая потеря функции одной или нескольких конечностей, мышц лица; внезапное нарушение речи; судороги (впервые возникшие).

При возникновении экстренной ситуации невролог в нашем центре примет Вас на консультацию без очереди!

Невролог так же является основным специалистом по лечению таких заболеваний, как ДЦП, последствия ОНМК (инсультов), травм, инфекционно-воспалительных заболеваний ЦНС; эпилепсия заболевания нейро-мышечного спектра, тики, заикания, головные боли, моно и полинейропатии различного генеза, радикулопатии, нарушения внимания и гиперактивность, нарушения развития различного генеза, дегенеративные заболевания и т.д.

методы обследования работы центральной нервной системы у детей

Среди многих методов обследования работы центральной нервной системы у детей, одним из важных является электроэнцефалография(ЭЭГ) .

ЭЭГ мониторинг выявляет функциональные и органические патологии мозга!

Это безвредная и безболезненная диагностика работы головного мозга. Проводится детям любого возраста по показаниям.

На голову ребенка одевается удобная шапочка с чувствительными электродами, которые должны контактировать с кожей головы. Далее импульсы мозга поступают в компьютер, который отражает их на мониторе.

Врач расшифровывает и дает заключение. Показаниями к проведению ЭЭГ являются судорожные приступы, любые пароксизмальные состояния у детей, задержка психоречевого развития, регресс развития, прогрессирующее нарушение сна у детей, другие нарушения работы ЦНС у детей. Противопоказания к ЭЭГ: тяжелое состояние здоровья, кожные заболевания головы.

В многопрофильном медицинском центре Президент- мед в г. Видное проводится электроэнцефалография детям. Расшифровывает обследование врач-невролог, эпилептолог.

Нейросонография(НСГ) – это ультразвуковое исследование головного мозга и сосудов детей раннего возраста.

Эта тоже безвредная и безболезненная диагностическая процедура назначается детям первых месяцев жизни с целью убедиться в правильном формировании головного мозга.

В случаях, когда обнаруживаются отклонения от нормы, требуется повторное обследование. НСГ назначается педиатрами и детскими неврологами и входит в перечень обязательных обследований при профосмотре ребенка в возрасте 1 мес.

Читать еще:  Йога для остеохондроза шейного отдела

Когда логопед направляет ребёнка к неврологу

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

  • В чем заключается связь неврологии и логопедии?
  • Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
  • Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
  • Стоит ли бояться направления к неврологу?
  • Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

Кора головного мозга – это структура, которая мантией покрывает полушария большого мозга. Она состоит из так называемого «серого вещества» и образует огромное количество извилин. Это самое молодое образование нервной системы, которое отвечает за высшую психическую деятельность. Именно в коре головного мозга располагаются основные речевые центры:

  1. Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
  2. Область Вернике.Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Записаться на приём к логопеду: +7(495)999-03-17

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector