Список школ интернатов по лечению сколиоза

Список школ интернатов по лечению сколиоза

Анализ историко-педагогической литературы, изучение отечественного и зарубежного практического опыта показывают, что первыми образовательными учреждениями для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата были приюты, которые были открыты в Дании и Германии в XVII-ХVIII вв. В основном в них решалась задача оздоровления названной категории детей. В ХIХ — начале ХХ века в лесных школах, детских больницах, санаториях, детских колониях в России и за рубежом стали решаться вопросы специально организованного воспитания, обучения, трудоустройства этой категории школьников. В 20-30 гг. ХХ века в некоторых странах были созданы школы-интернаты для детей с проблемами физического развития, где школьники получали общее образование, обучались ремеслу, выбор которого определялся характером заболевания [12].

В России медико-педагогические учреждения для хронически больных детей появились в конце Х1Хв. В них дети лечились, учились, осуществляли посильную трудовую деятельность. В начале ХХ века в подобных учреждениях стали решаться вопросы не только специального лечения, хорошего питания, но и эффективной организации досуга, режима дня школьников с учетом особенностей их физического и психического развития, сочетания физической ортопедии с «ортопедией личности», которая была положена в основу организации учебно-воспитательной работы. На теоретическом и практическом уровнях стали обсуждаться вопросы сочетания лечебной и учебно-воспитательной работы. Большое значение придавалось эстетическому, нравственному воспитанию школьников с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Характерной особенностью функционирования названного типа учреждений является то, что учебно-воспитательная работа в них была предметом специального рассмотрения. Внимание ученых и практиков акцентировалось на необходимости формирования у школьников ценности познания, общественно-полезной деятельности, позволяющих в дальнейшем проявлять социальную активность, социальную позицию, которые стали считаться значимым показателем результативности учебно-воспитательного процесса школы-интерната. В то же время проблема формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в данный период не являлась предметом специального рассмотрения.

В 50 гг. ХХ века появились первые диссертационные работы по организации учебно-воспитательной работы в медико-педагогических учреждениях.

Первые специальные школы-интернаты для детей, больных сколиозом, были организованы в середине 60 гг. В основу их деятельности был положен принцип сочетания консервативного лечения больных сколиозом детей, имеющих сохранный интеллект, и их полноценного воспитания и обучения [8, с.14-15]. В исследованиях по названной проблеме рассматривались вопросы разработки оптимального режима школьников, организации внеурочной развивающей деятельности, создания в учебно-воспитательном процессе режима разгрузки позвоночника, проведения занятий лечебной физической культуры, организации досуговой деятельности и др. (В.И.Кудрицкий [26], Г.А.Покинанов [35], В.Г.Слюсаренко [37] и др.). Проблема изучения и формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников не выделялась и не изучалась как самостоятельная, хотя косвенным путем она нашла отражение в исследованиях по формированию позитивных мотивов учения, развития творческих способностей, формирования позитивной самооценки больных сколиозом школьников.

В настоящее время актуализировалась проблема формирования у школьников направленности на ценности образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, что требует изменения организации учебно-воспитательного процесса школы-интерната для детей, больных сколиозом.

Исследования В.В. Николаевой, Ю.М. Плюснина, М.А. Садового, В.С. Собкина и других ученых доказывают, что психолого-педагогическая система ориентаций больных сколиозом школьников отличается от системы здоровых в когнитивном, эмоциональном, поведенческом планах и требует специального изучения, поэтому необходимо выявление и научное обоснование организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната с учетом специфики его деятельности в условиях вариативной образовательной практики.

Одной из особенностей школы-интерната является то, что процессы обучения и лечения осуществляются одновременно. Приоритетность лечения приводит к нарушению целостности урока и, как следствие, — пробелам в знаниях учащихся.

На современном уровне к школе-интернату для детей, больных сколиозом, предъявляются следующие требования и определены задачи:

— Обеспечение условий для реализации учащимися обязательного минимума содержания начального образования;

— Приоритет на оказание образовательных услуг учащимся на основе учета их склонностей, личностных данных: физических, психических и интеллектуальных возможностей;

— Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

— Развитие способностей младшего школьника к общению на иностранном языке через формирование у учащихся коммуникативных умений;

— Формирование у учащихся первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, овладение современными информационными технологиями с использованием компьютера;

— Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание условий для непрерывного образования детей от трех до одиннадцати лет;

В учебном плане определен состав образовательных областей, уточнены учебные предметы и учебная нагрузка по каждой дисциплине. В учебном плане выделен объем (в процентах и часах) содержания национально-регионального компонента, а также объем учебного времени, отводимого на выполнение домашнего задания.

Лечебно-образовательный процесс органично сочетает лечение, обучение и воспитание детей больных сколиозом, реабилитацию детей младшего школьного возраста с проблемами в физическом развитии, что позволяет минимизировать влияние общей нагрузки на ребенка. Успешность реализации такого подхода доказывают данные о стабилизации или снижении заболеваемости у школьников, интерес и желание детей посещать школу.

Образовательный процесс выстраивается в рамках двенадцатичасового распорядка дня ребенка. В соответствии с «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» [2], обучение детей проводится с соблюдением следующих требований:

— учебные занятия проводятся только в первую смену;

— 5-дневная учебная неделя;

— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели [3];

— наибольший объем учебной нагрузки приходится на вторник;

— проведение не более 4 уроков в день;

— продолжительность уроков — не более 35 минут;

— организация динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут после 3-го или 2-го урока (прогулка на свежем воздухе или игры в помещении);

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;

— организация дневного сна (до 2 часов в день), 3-разового питания и прогулки для детей (не менее 2 раз в течение дня общей продолжительностью 2,5-3,0 часа);

— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся (Положение об оценке результатов обучения и развития учащихся первых классов);

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

— Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности детей один раз в месяц в ОУ проводится облегченный учебный день.

— учебные занятия проводятся в первую смену;

— 6-дневная учебная неделя;

— организация облегченных учебных дней в начале и конце учебной недели (понедельник, суббота);

— наибольший объем учебной нагрузки приходится на вторник;

— для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в классах компенсирующего вида должны иметь облегченный рабочий день в середине недели (среда)

— проведение не более 5 уроков в день;

— продолжительность уроков — 40 минут

— организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— 3-разового питания и прогулки для детей (не менее 2 часов в день);

— безотметочное оценивание знаний обучающихся по физической культуре, изобразительному искусству, музыке по зачетной системе «зачтено»/«незачтено» [4];

— для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности детей один раз в месяц в ОУ проводится облегченный учебный день. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз (на 11-й и 20-й минутах, кроме уроков физкультуры, ритмики и т.п.)

В оздоровительных целях в учреждении создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из комплекса мероприятий:

— Утренняя гимнастика до учебных занятий,

— Физкультминутки на уроках,

— Подвижные игры на переменах,

— Спортивные часы во второй половине дня,

Читать еще:  Грыжа позвоночника лечение в домашних условиях

— Внеклассные спортивные занятия и соревнования,

С этой же целью в ученический компонент учебного плана включены предметы двигательно-активного характера — ритмика и подвижные игры (согласно совместному приказу МО РФ, Минздрава РФ, Госкомстата РФ, Российской академии образования [1]). Учитывая особенности лечебно-образовательного процесса, максимальная недельная учебная нагрузка учащихся в 1 классе — 20 часов, во 2-4 классах — 25 часов, что не превышает допустимую недельную нагрузку во 2-4 классах. За счет часов школьного и ученического компонентов, реализуются индивидуально-групповые, коррекционно-двигательные, поисково-исследовательские консультации и занятия, стимулирующие компенсаторные возможности ребенка. Эти занятия не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и могут не использоваться учащимися. Обеспечивая личностную ориентацию и учитывая особенности развития детей больных сколиозом, курсы, предложенные на выбор, способствуют развитию детей в творческом (ОТИ, ТРИЗ), в поисково-исследовательском (консультативные занятия по математике, русскому языку) и спортивном (ритмика и подвижные игры) направлениях, обеспечивая эффективность коррекционного воздействия. Для организации работы в рамках ученического компонента сформированы учебно-методические комплексы, содержание программ адаптировано для работы с детьми больных сколиозом:

— ТРИЗ: адаптивный курс «Развитие творческого мышления дошкольников и младших школьников с применением элементов теории решения изобретательских задач».

— ОТИ (Основы театрального искусства): методика развития творческого потенциала детей, рекомендована к использованию кафедрой дополнительного образования.

— Индивидуальные и групповые консультации по математике: программа «Индивидуально-групповых занятий по математике», рекомендована для использования в начальной школе.

— Ритмика: методика проведения занятий по ритмике для детей дошкольного и младшего школьного возраста больными сколиозом, рекомендована для использования врачебно-физкультурным диспансером.

— Индивидуальные и групповые консультации по русскому языку:

Таким образом, реализация учебного плана позволяет обеспечить стабильный и качественный уровень образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Список школ интернатов по лечению сколиоза

Целью консервативной терапии в настоящее время следует считать остановку прогрессирования и прочную стабилизацию деформации позвоночника.

На современном этапе развития системы профилактического функционального лечения сколиотической болезни у детей целесообразным является пребывание таких больных в специализированных школах‑интернатах. В этих учреждениях создаются оптимальные условия для проведения систематического комплексного лечения данного контингента больных. В школе-интернате есть возможность осуществления для каждого больного индивидуального лечения, руководствуясь течением сколиотической болезни.

В комплекс консервативных мероприятий лечения ранних форм сколиоза в школе‑интернате включены следующие мероприятия.

1. Соблюдение ортопедического разгрузочного режима – лечение положением, т. е. проведение школьных занятий на специально оборудованной кушетке, сон в гипсовой кроватке, ношение ортопедического корсета.

2. Общее оздоровление организма ребенка: рациональное питание и закаливание.

3. Выработка индивидуального статико‑динамического режима. Исключаются неудобные позы, ведется наблюдение за соблюдением оптимальной двигательной активности и т. п.

4. Функциональное исправление деформации позвоночника и грудной клетки с помощью лечебной гимнастики, плавания и электростимуляции мышц.

Важное место в лечении сколиоза занимает лечебная гимнастика. При лечении сколиозов у детей применяются упражнения общеукрепляющего характера и специальные упражнения, направленные на коррекцию деформации позвоночника и восстановление правильного положения тела. Необходимо помнить, что лечебная гимнастика при сколиозах является процессом длительным и требует большого упорства, настойчивости и сознательного отношения больного к занятиям. Основными задачами лечебной гимнастики, определяющими подбор физических упражнений и методику их применения, является создание общих благоприятных физиологических условий для восстановления правильного положения тела, исправление имеющихся дефектов и формирование правильной осанки.

Длительное пребывание в школе‑интернате позволяет последовательно осуществлять переход от простых физических упражнений к более сложным, в процессе занятий лечебной гимнастикой на основе совершенствования общей координации движений, увеличения силы и выносливости мышц и дифференцированного использования специальных корригирующих упражнений постепенно создаются новые условно‑рефлекторные связи для восстановления правильного положения тела. При сколиозе у детей отмечается ослабление мышц туловища и конечностей. Для укрепления опорно‑двигательного аппарата, а также улучшения общего физического развития в функциональной терапии при сколиозах применяют широкий спектр общеукрепляющих упражнений.

В качестве одного из важных элементов комплексного лечения сколиоза применяется лечебное плавание, на положительное влияние которого указывают многие авторы. Лечебное плавание способствует самокоррекции искривления позвоночника, а также укреплению мышц туловища и увеличению дыхательной емкости легких, но при этом необходим индивидуальный подбор для каждого больного стиля плавания, учитывая локализацию и величину искривления.

Достоинства электростимуляции мышц спины, как метода тренировки мышц в том, что она обеспечивает селективную тренировку мышц спины. При лечении сколиоза задача состоит в укреплении мышечно‑связочного аппарата больных для предупреждения прогрессирования деформации и уменьшения искривления позвоночника.

В комплексе лечебных мероприятий при лечении сколиозов немалое значение придается правильному рациональному протезно‑ортопедическому снабжению больных во время лечения и после выписки. При назначении корсета больным с прогрессирующими ранними формами сколиоза в случае, когда систематическое применение лечебной гимнастики и консервативных ортопедических мероприятий оказывается малоэффективным, необходимо руководствоваться функциональным состоянием и выносливостью отдельных мышечных групп путем углубленного обследования больных.

Режим использования корсета зависит от течения болезни. Так, при прогрессировании деформации, несмотря на комплексное консервативное лечение, рекомендуется строгое ношение корсета в течение суток (занятия лечебной гимнастикой и ходьба на лыжах проводятся также в корсете). При более благоприятном течении заболевания режим ношения корсета менее строгий.

Показания и противопоказания к оперативному лечению сколиозов

Показаниями к оперативному лечению являются следующие.

1. Прогрессирующие, несмотря на систематическое консервативное лечение, тяжелые сколиозы III–IV степени (с углом искривления › 50°). Присутствие у больного начальных или выраженных нарушений функций сердечно‑сосудистой и дыхательной систем и незаконченный рост позвоночника. Прогрессирующими считаются сколиозы, при которых последовательно сделанные рентгенограммы показывают увеличение деформации более чем на 15° в год, несмотря на проведенное консервативное лечение. Довольно трудно точно определить, при какой степени нарушения функции внешнего дыхания показано оперативное лечение, так как у детей в возрасте до 14 лет уменьшение жизненной емкости легких не более чем на 20 % от нормы является относительным показателем к операции. Нижняя граница функции как противопоказание к операции определяется индивидуально и зависит от общего состояния ребенка и наличия или отсутствия у него резервов.

2. Сколиозы определенного происхождения, которые постоянно прогрессируют до тяжелых и очень тяжелых степеней деформации. Примерами могут служить сколиоз на почве нейрофиброматоза, бурно прогрессирующие врожденные сколиозы на почве нарушения сегментации. При таких сколиозах одновременно с коррекцией деформации необходимо проведение костнопластической фиксации позвоночника независимо от возраста больного.

Паралитические сколиозы с распространенным парезом или параличом мышц туловища, выраженной деформацией позвоночника и грудной клетки требуют восстановления недостаточной статической функции позвоночника. У таких больных протяженность костно‑пластической фиксации должна быть достаточно большой. При очень тяжелых деформациях и по индивидуальным показаниям задний спондилодез может быть выполнен и у детей младше 10 лет.

Выраженные кифосколиозы требуют оперативного вмешательства по косметическим показаниям. Такие операции производятся преимущественно у лиц женского пола, и по этим показаниям оперативное вмешательство производится и после завершения роста больных.

Выраженный прогрессирующий кифосколиоз с угрожающим или существующим парезом или параличом на почве сколиотической деформации, а также сколиозы, сопровождающиеся неврологическими расстройствами (прогрессирующий болевой синдром), и сколиозы с недостаточностью опорной функции позвоночника. В этих случаях хирургические вмешательства показаны у подростков после завершения роста или у взрослых больных.

Противопоказаниями к оперативному лечению являются следующие.

1. Непрогрессирующий или малопрогредиентный сколиоз I и II степени у больных любого возраста.

2. Врожденные сколиозы шейного отдела позвоночника (типа болезни Клиппеля‑Фейля), а также сколиозы, возникающие на почве некоторых нейромышечных заболеваний (болезнь Дюшенна, миопатия).

3. При сочетанной грубой патологии со стороны внутренних органов (пороки сердца, патологические изменения в печени и т. д.), у ослабленных и истощенных больных.

Читать еще:  Деформирующий артроз стопы лечение препараты

4. Врожденные пороки органов дыхания и сердечно‑сосудистой системы в стадии декомпенсации (декомпенсация сердечно‑сосудистой системы III степени и снижение показателей функции внешнего дыхания более 70 % от возрастной нормы).

5. Ранее не леченные тяжелейшие ригидные кифосколиозы IV степени при наличии длительного анамнеза (8‑10 лет).

Показания и противопоказания к хирургическому лечению сколиозов изложены в общих чертах, так как к каждому конкретному больному необходим сугубо индивидуальный подход с учетом особенностей течения заболевания.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИИ

СКОЛИОЗ

Руководитель центра профессор, доктор медицинских наук Сампиев Мухаммад Таблиханович

Профессор кафедры травматологии и ортопедии РУДН.

Хирургией позвоночника занимается с 1997 года.

Специализация деформации позвоночника и дегенеративные заболевания позвоночника.

Проходил стажировку в Германии, Франции, Чехии, Голландии, Швецарии, США, Англии.

Является автором 90 печатных работ, 10 авторских свидетельств и 1 иностранных патента, 1 монографии.

Награды: автор научного открытия, диплом №114

Заместитель руководителя центра профессор, доктор медицинских наук Лака Александр Андреевич

Профессор кафедры травматологии и ортопедии РУДН.

Почетный профессор Университета Тимишоара, Румыния

Хирургией позвоночника занимается с 1969 года.

Специализация деформации позвоночника.

Проходил стажировку в Германии, Франции, Чехии, Голландии, Швецарии, Англии.

Является автором более 200 печатных работ, 10 авторских свидетельств и 1 иностранного патента, 3 монографий, 1 учебника

Награды: лауреат премии Призвание “За создание нового метода лечения” 2004 г.

Золотая медаль Brussels Eureka 2003 за конструкцию LSZ (скользящая система)

кандидат медицинских наук Балашов Степан Петрович

Хирургией позвоночника занимается с 2004 года.

Специализация хирургия деформации позвоночника и дегенеративных заболеваний, детская ортопедия

Проходил стажировку в Германии, Франции, Чехии, Голландии, Швецарии, Англии.

Является автором более 50 печатных работ, 1 патента, 4 учебно-методических работы.

Сколиоз! Это слово сегодня очень часто можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газетах и журналах. Оно вызывает чувство страха и паники, если вдруг прозвучит рядом с фамилией вашего ребенка. Часто мы даже не знаем достоверно, что это такое. Что-то, где-то слышали… Но в наших глазах видится «изогнутое тело», «страшный горб» и как итог испорченная жизнь. Что делать? К кому бежать за помощью? Неизвестность во многих вопросах. Желание помочь и бессилие. Так что же такое сколиоз? Что делать, если в амбулаторной карте вашего ребенка появляется такой диагноз?

Что такое сколиоз?

Сколиоз — это одна из наиболее актуальных проблем современной ортопедии (особенно детской). Сколиоз как болезнь – сложная деформация позвоночника, характеризующаяся искривлением его в трех плоскостях.

Сложная трехмерная деформация позвоночника приводит к деформации ребер и грудной клетки в целом, изменению ее формы (формирование реберного горба), нарушению нормального взаиморасположения органов грудной клетки и систем человеческого организма. У больных сколиозом развивается физическая неполноценность, возникают глубокие психические страдания вследствие больших косметических дефектов.

Таким образом, сколиоз это не просто деформация отдельно взятого сегмента человеческого организма, это болезнь которая затрагивает и приводит к нарушениям в нескольких системах (опорно-двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная). Искривление позвоночника в этом случае является ведущим и первоочередным проявлением болезни, но не единственным! Исходя из этого важно понимать, что вовремя начатое лечение заболевание поможет предупредить развитие не только тяжелой деформации позвоночника и грудной клетки, но и изменения со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной системы.

Причины развития сколиоза?

Причины возникновения заболевания неизвестны. В течение столетий врачи и ученые пытаются разобраться и понять причины, вызывающие идиопатический (беспричинный ) сколиоз. Было высказано много предположений, разработано множество теорий, но пока ни одна из них не нашла 100% подтверждения. Сегодня мы можем предполагать, что в основе заболевания лежат несколько процессов:

Изменения нервной системы

Нарушение эндокринной сферы

Изменения со стороны соединительнотканных и костных структур позвоночника.

К сожалению, у 80% обращающихся к нам пациентов причину сколиоза выяснить не удается. Такой сколиоз носит название идиопатический сколиоз (idiopathic scoliosis). Очевидно одно: бытовавшие долгое время теории «рахитического» и «школьного» сколиозов полностью остались достоянием истории. Нет связи с рахитом, нет связи с посадкой за школьной партой. Последнее особенно важно подчеркнуть, так как учителя и родители больных до сих пор часто склонны объяснять развитие болезни именно «неправильным» сидением за партой.

Влияет ли возраст и пол на развитие сколиоза?

Сколиоз может появиться практически в любом возрасте, но наиболее часто это происходит в период полового созревания – в возрасте 12-14 лет, причем у девочек немного раньше. Вообще в 80% случаев сколиозом страдают девушки.

Принято разделять сколиозы в зависимости от возраста в котором он проявился на (Э.В. Ульрих, А.Ю. Мушкин, 2004) :

Сколиоз детей младшего возраста: развиваются в первые 2 года жизни, чаще наблюдаются у мальчиков, в большинстве случаев регрессируют.

Ювенильный сколиоз: развивается между 3-м годом жизни и началом пубертатного периода, чаще наблюдается у девочек, чаще прогрессирует.

Сколиоз подростков: начало развития совпадает с периодом полового созревания и продолжается до завершения роста костей (18-20 лет). В подавляющем большинстве случаев (до 85%) отмечаются у девочек, прогрессирует.

Сколиозы взрослых: развивается после завершения костного роста (после 18 лет).

Сколиоз достаточно прост в диагностики. Уже по внешнему виду пациента и расспросу родителей опытный врач сможет поставить диагноз и определить степень деформации. Точный диагноз устанавливается только после выполнения рентгенографического исследования позвоночника.

Основные признаки, по которым вы можете заподозрить сколиоз:

Асимметрия надплечий – когда одно плечо расположено выше другого

Асимметрия стояния лопаток – при развитии сколиоза лопатка на выпуклой стороне деформации становится выше чем лопатка на вогнутой стороне, а формирующийся реберный горб “выталкивает ” ее кнаружи.

Основным симптомом является изменение линии остистых отростков, которая из прямой переходит либо в С либо в образную сколиотическую дугу.

Перекос туловища – сколиоз приводит к изменению баланса туловища, когда как показано на рисунки происходит наклон оси туловища в сторону вершины деформации.

При наклоне вперед (тест Адамса) удается четче проследить деформацию позвоночника, а также измерить величину реберного горба.

Мы перечислили только самые основные признаки сколиоза, которые можно выявить без специальной аппаратуры. В клинике, исследование больного включает всестороннее клиническое обследование пациента , обязательно рентгенографическое исследование позвоночника, КТ или МРТ по показаниям и консультации специалистов для решения вопроса о степени изменений в других органах и системах.

Практически всегда сколиоз прогрессирует. Врачу всегда хочется точно знать какова будет скорость этого прогресса. Но, дело в том, что не существует абсолютно надежных признаков прогрессирования сколиотической деформации. Есть лишь косвенные указания на относительно большую или меньшую вероятность увеличения искривления, причем оценивать их нужно только в комплексе.

На данный момент врач прежде всего оценивает следующие параметры:

степень имеющийся патологии

степень окончания роста скелета (тест Риссера)

наличие других заболеваний особенно нервной или гормональной систем

Исходя из знания о скорости прогрессирования сколиоза, ортопед выбирает метод лечения сколиоза. Хочется отметить важность проблемы прогрессирования сколиоза и ее опасность так как очень часто мы встречаемся с запущенными, тяжелыми сколиотическими деформациями превышающими 100 градусов, прогрессировавшие у ребенка только из за того что по тем или иным причинам была выбрана неправильная тактика лечения ребенка без учета прогрессирования заболевания.

Забегая вперед, нужно предупредить, наличие малой степени деформации при ее неуклонном прогрессировании на сегодняшний день является ПРЯМЫМ ПОКАЗАНИЕМ К ХИРУРГИЧЕКОЙ КОРРЕКЦИИ СКОЛИОЗА.

По данным мировых исследований, на сегодняшний день ни один из методов консервативной терапии (массаж, ЛФК, мануальная терапия, ношение корсета, электростимуляция мышц и т.д) не может является средством ЛЕЧЕНИЯ и КОРРЕКЦИИ СКОЛИОЗА.

ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА ДЕТЕЙ

Хирургическое лечение детей с прогрессирующим сколиозом в возрасте до 10 лет, чрезвычайно сложная мировая проблема хирургии позвоночника т.к. в этом возрасте структуры позвоночника до конца не сформированы и рост позвоночника не завершен. В связи с чем, применение техники операций как у взрослых или подростков приводит к ограничению роста позвоночника.

Читать еще:  Лечение грыжи поясничного отдела позвоночника народными средствами

В лечении сколиоза детей принято несколько схем лечения.

(часто используется в Америке и Европе). Этапное хирургическое лечение – выполняют оперативную коррекцию конструкцией, затем данную конструкцию удлиняют каждые 1-2 года, до 14-15 лет и затем выполняют установку стабильной конструкции.

своевременное хирургическое лечение

возможность сохранить рост позвоночника ребенка

  1. Регулярные операции с интервалом в полгода или год, в среднем 5-6 операций до 15 лет.
  2. Каждая последующая операция увеличивает риск осложнений
  3. Статистически высокий процент осложнений как связанных с конструкцией так и хирургических (до 50% осложнений)
  4. Несовершенство “растущих” конструкций/li>

Одномоментная коррекция с применением стабильной конструкции (в настоящее время, не рекомендуется применять). Выполнять сразу операцию с установкой стабильной конструкции, чревато тяжелым осложнением – синдромом “коленчатого вала” когда сколиоз продолжает прогрессировать с уже установленной конструкций на позвоночнике.

Выжидательная тактика (часто встречается в России)- ребенка наблюдают, выполняют консервативное лечение до возраста 16-17 лет (завершения роста позвоночника) и затем выполняют операцию с использованием статической конструкции

Применение выжидательной тактики приводит к формированию тяжелейшего сколиоза к 16-17 годам, который очень трудно поддается коррекции. Также, формируются изменения со стороны сердца и легких. Часто пациенты обращаются с настолько тяжелой формой сколиоза при котором выполнить операцию невозможно.

У нас в Центре был прооперирован больной 15 лет с такой историей болезни:

Сколиоз лечение, методы лечения сколиоза

Сколиоз описан еще с античных времен. Заболевание представляет собой сложное искривление позвоночника преимущественно в боковых направлениях, сочетающееся с ротацией позвонков вокруг своей оси. Изменения в позвоночнике носят необратимый характер (они не могут пройти самостоятельно), а сам позвоночный столб испытывает повышенную нагрузку, пытаясь компенсировать вертикальное положение тела.

Сколиоз отличается от нарушений осанки. При истинном сколиозе помимо смещения позвонков наблюдается поражение структуры костной и мышечной ткани, и только при сколиозе выявляется ротация позвонков. Такое состояние отмечается у 3-9% людей.

Начало сколиоза связывают с периодом интенсивного роста тела. Во время скачков роста наблюдается прогрессирование заболевания.

Большая часть случаев сколиоза (около 80% от общего числа заболеваний) не связана с каким-либо фактором, и развивается по неизвестным причинами. Такой сколиоз называется идиопатическим. Предполагается, что в основе идиопатического сколиоза лежат развивающиеся на генетическом уровне нарушения процесса синтеза тканей позвонков. Несмотря на то, что факторы, запускающие этот процесс, не установлены, выявлен ряд специфических признаков идиопатического сколиоза.

Идиопатический сколиоз примерно в 5 раз чаще развивается у девочек по сравнению с мальчиками. Патологический процесс поражает поясничный и грудной отделы позвоночника. Причем, чем выше расположена дуга, тем большую степень деформации она дает. Нередко наблюдается сочетание бокового искривления позвоночника с искривлениями в передне-заднем направлении, которое называют кифосколиозом. В этом случае к симптомам сколиоза присоединяются признаки нарушения работы внутренних органов. Прогрессирование сколиотического процесса обычно прекращается после наступления полового созревания.

В остальных случаях развитие сколиоза может быть вызвано следующими причинами:

  • врожденная деформация позвонков, развивающаяся чаще всего на генетическом уровне и приводящая ко многим сочетанным патологиям (например, синдром Клиппеля-Файля);
  • заболевания, поражающие нервно-мышечный аппарат (полиомиелит);
  • заболевания соединительных тканей и болезни, связанные с нарушением обмена веществ в костной ткани.

Также сколиоз может стать следствием операций на позвоночнике, на сердце; а также выраженной разницы в длине ног.

Идиопатические сколиозы различают по времени их первичного проявления в зависимости от характерных скачков роста:

  • инфантильные сколиозы – появившиеся в период от 1 до 2 лет;
  • ювенильные сколиозы– с 4 до 6 лет;
  • адолесцентные (подростковые) сколиозы – с 10 до 14 лет.

По расположению нарушений в позвоночном столбе:

  • торакальный сколиоз – изменения находятся на уровне грудного отдела позвоночника;
  • люмбальный сколиоз – поражение поясничного отдела;
  • тораколюмбальный сколиоз – изменения затрагивают позвонки и грудного, и поясничного отдела;
  • комбинированный сколиоз – значительное нарушение позвоночного столба, при котором формируется двойное S-образное искривление.

В зависимости от угла искривления позвоночника, определяемого по рентгеновскому снимку, различают 4 степени сколиоза.

Диагностика сколиоза возможна при помощи визуального теста «в наклоне». При этом врач отмечает наличие ассиметрии в позвоночнике, ребрах, лопатках и бедрах. Уточнить диагноз и определить степень искривления помогает рентгенография позвоночника. Более подробные исследования целесообразны для уточнения характера осложнений со стороны внутренних органов и своевременного их лечения.

Симптомы сколиоза на ранних стадиях не выражены и кроме косметического дефекта, могут проявляться усталостью мышц спины и повышенной утомляемостью. При прогрессировании заболевания на первый план выходит симптомокомплекс, связанный с изменениями в телах позвонков и в межпозвоночных дисках. Движения в позвоночнике становится затрудненными, появляются боли в спине, связанные с воспалением межпозвонковых суставов. Изменения в позвоночнике особо опасны тем, что приводят к нарушениям в работе внутренних органов, затрудняют их кровоснабжение и иннервацию.

Основными методами консервативного лечения является выполнение упражнений специальной антисколиозной гимнастики (чаще всего по методу Шрот) и ношение специальных корсетов, препятствующих смещению позвоночника.

В случае сильных искривлений, не поддающихся лечению другими методами, необходимо проведение операции на позвоночнике. Операция заключается в фиксации позвоночника при помощи металлических конструкций или аутотрансплантатов.

Наиболее эффективно лечение сколиоза, начатое до периода полового созревания. При 1-2 степени сколиоза обычно удается достигнуть больших успехов в воздействии на деформацию, улучшить осанку и укрепить мышцы спины.

Очень важна правильная организация питания и отдыха ребенка. Пища должна быть богата витаминами, кальцием и фосфором. Необходимо создание рабочего места, соответствующего росту ребенка. Активные подвижные игры на свежем воздухе укрепляют и кости, и мышечный корсет.

Спальное место для ребенка со сколиозом должно быть жестким, отвечающим лечебным требованиям. В детских учреждениях для больных сколиозом (санаториях, школах-интернатах) такие кровати подготавливают индивидуально.

Основное место в терапевтических процедурах занимает лечебная физкультура. В нее входит комплекс гимнастических упражнений, направленный на укрепление ведущих мышечных групп, поддерживающих позвоночник; положительный эффект оказывает плавание брассом. Дополнительными методами являются массаж, физиотерапевтические процедуры (электростимуляция мышц), иглорефлексотерапия.

Оперативное лечение показано при 3-4 степени сколиоза и в тех случаях, когда исчерпаны все возможности консервативного лечения, а искривление позвоночника продолжает прогрессировать. В ходе операции позвоночник фиксируется металлическими стержнями. В результате позвоночник стабилизируется, но в зафиксированном отделе теряется возможность движения. После операции для закрепления результатов часто требуется ношение корсета.

После завершения полового созревания прогрессирование сколиоза останавливается. Лечение после 16-18 лет направлено на поддержание достигнутых ранее результатов и укрепление мышц спины. Рекомендуются периодические курсы массажа и занятия физкультурой.

Если проведенное лечение достигло определенных результатов, поддержание их требует ежедневной заботы о своем здоровье со стороны пациента. Необходимо помнить об упражнениях лечебной гимнастики и регулярно их выполнять. Постель больного сколиозом должна быть полужесткой, обеспечивающей поддержку позвоночника в правильном положении. Корсет (если его ношение назначено врачом) во время отдыха необходимо снимать. Сидячие занятия и занятия в вынужденной позе должны обязательно чередоваться с разминкой и активными физическими упражнениями. Для предотвращения новых смещений позвоночника необходим периодический врачебный контроль с проведением рентгеновских снимков позвоночника.

Мы работаем с 9.00 до 21.00 без выходных
Справки и запись на прием по тел.: 8 (499) 179-04-00, 8 (496) 64 7-07-05

Адрес в Москве:
Москва, улица Текстильщиков 8-я, д. 18.

Схема проезда:

Адрес в Ступино, Московская область:
Московская обл., г. Ступино, ул. Первомайская, вл. 59.

Схема проезда:

{SOURCE}

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector