Консультация для родителей «Профилактика сколиоза у дошкольников»
Консультация для родителей «Профилактика сколиоза у дошкольников»
Лена Павличенко
Консультация для родителей «Профилактика сколиоза у дошкольников»
Позвоночник человека представляет собой некоторую ось, на которой держится всё тело. Он снутри себя содержит спинной мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) – типичный центр управления всеми функциями организма. Искривление позвоночника – это сколиоз. Сколиоз — неувязка, с которой сталкиваются почти все малыши и дети в возрасте от 5 до 16 лет. Связан он в большинстве случаев с резвым ростом малыша. Чтоб болезнь себя не проявила, принципиально смотреть за осанкой и верно организовать рабочее место для творчества и учебы. Прелестной профилактикой сколиоза станет радостная зарядка для спины, которая дозволит укрепить ее мышечный корсет!
Задачи, связанные с позвоночником, постоянно плохо влияют на организм. Потому профилактика сколиоза является и профилактикой почти всех болезней. Главные меры профилактики сколиоза у дошкольников сводятся к двум правилам:
1. Нужно обеспечивать физическую активность ребёнка, во время которой совершаются движения, предотвращающие искривление позвоночника.
2. Во время перегрузки, сна, занятий — позвоночник должен находиться в более подходящем физиологическом положении.
Ребёнок дошкольного возраста должен находиться в движении не наименее 6 часов в день. Утренняя гимнастика, активный отдых, бег, ходьба, подвижные игры – это двигательный минимум для ребёнка. Нужно не считая общеукрепляющих и оздоровительных упражнений вводить и особые, для укрепления груди, мускул брюшного пресса, улучшения осанки. Делать их можно: вкупе с утренней зарядкой; во время хоть какого отдыха; во время прогулок.
Для профилактики сколиоза можно советовать последующий комплекс физических упражнений. Он включает несколько шагов: разминку, движения для разгрузки позвоночника, также направленные на укрепление мышечных групп брюшного пресса и спины.
Упражнения делают с детками дошкольного возраста 5-6 раз. Такую гимнастику можно проводить дошкольникам начиная с 4-5 лет.
ходьба на месте, при всем этом руки плавненько поднимаем ввысь (вдох, опускаем (выдох);
наклоны вперед, достать пальцами рук к полу, выпрямиться; потом слегка прогнуться вспять;
неспешные наклоны на лево–на право.
Упражнения для разгрузки позвоночника.
ходьба на четвереньках две-три минутки.
Упражнение «кошечка», слегка прогибают спину ввысь, потом вниз, движения делают медлительно и плавненько.
Лечь на спину, ноги лежат ровно, руки вытянуты за головой; потянуться пятками и кистями рук в обратных направлениях.
Упражнения на спине для укрепления мускул брюшного пресса:
приподнять ноги до угла 30-40 градусов, совершать маховые движения ногами имитирующие ножницы;
движения напоминающие езду на велике, при всем этом ноги находятся над полом;
ноги согнуть в коленях, потом выровнять и поднять ввысь приподняв таз и фиксировав его руками (березка).
Упражнения на животике:
руки вытянуть вперед, приподнимание верхнего плечевого пояса;
движения, которые напоминают плавание: руки вкупе вытянуты вперед, ноги развести слегка в стороны; потом ноги соединяем, а руки разводим в стороны;
приподнимание вытянутых ног слегка над полом;
сразу слегка приподнять ноги и вытянуть вперед руки приподняв плечи, зафиксировать такое положение на 5-7 секунд (лодочка).
Упражнения стоя делают в заключительной части занятия:
приседания с вытянутыми вперед руками;
кисти рук у плечей, локтевые суставы отвести в стороны, делают плавные радиальные движения;
аналогичное упражнение с вытянутыми руками;
ходьба на месте две-три минутки.
Весьма принципиальна мебель, которая находится в обиходе ребёнка: Спать ребёнок должен не на диванчике, а на кровати с неплохим, упругим, плотным матрацем, даже можно ортопедическом либо на кокосовой стружке. Лучше приучить его спать без подушечки. Пространство, где ребёнок воспринимает еду и занимается, нужно оборудовать просторной и комфортной мебелью. Когда дошкольник начнёт читать, нужно смотреть, чтоб он не сутулился. Нужно повсевременно корректировать высоту мебели ребёнка, с учётом его роста. Пространство для занятий обязано иметь не плохое освещение.
Важную роль в профилактике сколиоза у малышей дошкольного возраста играет: Равновесное настоящее питание, в рационе ребёнка должны быть продукты богатые витаминами и кальцием, другими словами фрукты, овощи, молоко, рыба. Пребывание на свежайшем воздухе. Закаливание воздухом, нужно соединять с физическими упражнениями, водой – обливание, обтирание; в летнюю пору – солнечными лучами; баней, но весьма осторожно, чтоб не пришло перегревание организма. Устойчивая комфортная обувь.
Все профилактические меры, которые приняты впору, посодействуют сохранить здоровье ребёнка. Ведь прекрасная и верная осанка не только лишь делает человека симпатичным, да и содействует нормальному функционированию всего организма.
ЛФК в детском саду: профилактика сколиоза и плоскостопия у малышей старшего дошкольного возраста 1 слайд Хороший денек, почетаемые коллеги! Сохранение и укрепление здоровья малышей является одним из принципиальных направлений в работе ДОУ,потому.
Консультация для родителей «Туберкулез и его профилактика» Туберкулез и его профилактика» Туберкулез – это заразное (заразительное) болезнь, которое вызывается микробактерией туберкулеза. Это.
Консультация для родителей: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (консультация для родителей) Из года в год возрастает поток каров, а вкупе с ним вырастает число дорожно-транспортных происшествий. Раз в год на дорогах погибают.
Консультация для родителей «Профилактика дисграфии» В крайнее время дисграфия – стойкое нарушения письма, которое заключается в подмене и искажении букв, стала достаточно распространённой неувязкой.
Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРВИ» Почетаемые предки,начался сезон простуд и болезней. Чтоб оградить малыша от гриппа и ОРВИ, прочтите советы. Острые респираторные.
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у дошкольников» Плоскостопие – это болезней опорно-двигательного аппарата, которое является, к огорчению, одним из более всераспространенных у малышей.
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Нужно смотреть за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития.
Статья на тему “РОЛЬ ФЕЛЬДШЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ”
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Yandex.Браузера и настольного ПО (то есть программное обеспечение – комплект программ для компьютеров и вычислительных устройств) Yandex’а .
Эмоциональное выгорание преподавателей. Профилактика и методы преодоления
Как отличить ординарную вялость от проф выгорания?
Можно ли избежать переутомления?
РОЛЬ ФЕЛЬДШЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Алексеева Е. Н., Кривошеева К. А.
4 курс, специальность “Целебное дело”
Научный управляющий: Ивонина Татьяна Викторовна,
педагог УФ (Ультрафиолетовое излучение — электромагнитное излучение, занимающее диапазон между фиолетовой границей видимого излучения и рентгеновским излучением) ГАПОУ “Волгоградский мед институт”
Раз в год в Рф число малышей, в первый раз ставшими инвалидами из-за нарушения зрения, составляет около 35 тыщ человек. Распространенность зрительных нарушений составляет 16 случаев на 10 тыс. детского населения. Распространенность болезней органов зрения посреди учащихся 1-х классов составляет 5,5 %, посреди учащихся 5-х классов – 12,0 %. В старших классах этот показатель возрастает посреди девятиклассников до 15,7%, посреди выпускников школ – до 18,1%.
Вопросцы профилактики нарушения зрения нужно решать безотложно и сообща, потому главное значение приобретает медико-санитарное просвещение не только лишь малышей, да и, в первую очередь, родителей. В связи с чем, роль фельдшера образовательного учреждения в проведении профилактики нарушения зрения у малышей и подростков очень существенна. Сиим обоснована актуальность избранной нами темы.
Неувязка исследования заключается в том, что большая часть родителей даже не думает о том, что при проведении профилактических мероприятий нарушений зрения у малышей и подростков реально избежать.
Цель исследования: доказать роль фельдшера образовательного учреждения в профилактике нарушений зрения у малышей и подростков.
Задачки : р ассмотреть роль фельдшера образовательного учреждения в профилактике нарушения зрения у малышей и подростков; приготовить и провести направленные на определенную тематику классные часы с обучающимися и беседы с родителями о профилактике нарушений зрения у школьников; создать практические советы по вопросцам профилактики нарушений зрения для малышей и подростков.
Догадка исследования : если хорошо организовать деятельность фельдшера образовательного учреждения с учащимися и родителями по профилактике нарушений зрения, то реально избежать риска появления зрительной патологии у школьников, а так же, достигнуть понижения заболеваемости.
Мы узнали, что деятельность фельдшера образовательного учреждения по профилактике нарушения зрения у школьников в истинное время регламентируется федеральными законами и приказом Министерства здравоохранения РФ (Российская Федерация – государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) от 5 ноября 2013 г. № 822 н. и предугадывает :
– роль в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания;
– компанию и проведение каждогодних скрининг-обследований, повторяющихся мед осмотров обучающихся;
– компанию профилактических мед осмотров обучающихся, анализ приобретенных по результатам профилактических мед осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних и разработку советов по профилактике болезней и оздоровлению обучающихся;
– разработку личного плана профилактических и оздоровительных мероприятий обучающихся с учетом группы состояния здоровья;
– работу по формированию групп несовершеннолетних завышенного медико-социального и био риска формирования расстройств здоровья для хорошей организации действий обучения и воспитания, оказания мед помощи, в том числе корректировки нарушений здоровья и развития;
– информирование родителей и (либо) легитимных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья, выдачу советов для родителей и (либо) легитимных представителей.
По результатам каждогодних осмотров детского населения и данным кабинета мед статистики детской больницы ГБУЗ Урюпинская ЦРБ мы узнали, что количество случаев патологии зрения за период с 2012 по 2016 год возросло с 647 до 911 случаев, т. е., на 41%. Статистические данные за 2016 год смотрятся последующим образом: число малышей с нарушением зрительного аппарата составляет 598 случаев, из их: диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании), поставленный в первый раз в жизни, составляет 122 варианта. Кроме этого, конъюнктивит составляет – 87 случаев, катаракта – 5 случаев, миопия – 306 случаев, глаукома – 1 вариант, атрофия зрительного нерва – 1 вариант, заболевания мускул глаза (косоглазие, спазм аккомодации и рефракция глазного яблока) – 471 вариант.
Значимый рост количества случаев патологии зрения, непременно, связан с усложнением школьной программки, а так же, с повышением перегрузки на зрительный анализатор в связи с внедрением компов и детекторов.
Одним из главных видов профилактической деятельности фельдшера образовательного учреждения является медико-санитарное просвещение, как школьников, так и их родителей, а так же, учителей, потому б азой для организации опытно-практической части работы были выбраны образовательные организации г. Урюпинска, в которых нами была проведена серия потрясающих часов по теме “Воздействие компа на здоровье человека”. В общей трудности количество школьников, принявших роль в мероприятиях, составило в среднем 300 человек. В процессе занятия нами были рассмотрены предпосылки появления нарушений зрения, правила здорового питания, а так же были разучены упражнения зрительной гимнастики. Так же, нами был подготовлено и проведено занятие по теме “ Профилактика нарушений зрения у школьников” с родителями учащихся 5-7-х классов МАОУ Лицей.
Р одителям было предложено ответить на вопросцы анонимной анкеты для приблизительной оценки риска нарушений зрения у малышей. В итоге обработки приобретенных данных ( 28 человек ) мы узнали: 100% респондентов интересуются состоянием зрения малышей, 67% опрошенных считают, что одной из основных обстоятельств, влияющих на задачи со зрением у ребёнка, является работа за компом. При всем этом 37% говорят, что их ребёнок проводит за компом наиболее 2 часов в денек. Для подростков 12 – 13 лет — это весьма много, 20% отметили, что на нарушение зрения влияет просмотр телека, 13% считают предпосылкой нарушения зрения – чтение.
Так же, нам удалось хорошо выстроить оборотную связь с целью оценки уровня рефлексии и свойства проведения занятия через анкетирование. В итоге мы узнали: 100% родителей понравилось занятие, они отлично освоили упражнения для глазных мускул и будут надзирать их выполнение детками при необходимости. Большая часть опрошенных обязуются соблюдать меры профилактики нарушений зрения у малышей.
С целью увеличения свойства восприятия инфы нами были разработаны памятки: “Вам, предки (Сберегайте зрение малышей)”, “Памятка для школьника при работе за компом”.
Необходимо подчеркнуть, что при работе над данной темой мы смогли решить поставленные задачки и подтвердить догадку исследования .
Закон Русской Федерации о основах охраны здоровья людей в Русской Федерации [Текст]. – М.: 2011. – 300 с.
Закон Русской Федерации о образовании [Текст] . – М.:2012. – 350 с.
Приказ Министерства здравоохранения РФ (Российская Федерация – государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) о утверждении Порядка оказания мед помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях [Текст]. – М.: 2013. – 104 с.
Аветисов, Э.С. Занятия физкультурой при близорукости [Текст]: учебное пособие для студентов / Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан. – М.: Физическая культура и спорт, 2009.-103 с.
Андреев, Л.А. Физиология (наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации) органов эмоций [Текст]: учебник / Л.А. Андреев. – М.: Медицина, 2011.-287 с.
Бейтс, У. Как приобрести не плохое зрение без очков [Текст]: учебник / У. Бейтс. –М. : Медицина, 2013.-272 с.
Брошевский, Т.И Глазные заболевания [Текст]: учебник / Т.И. Брошевский, А.А. Бочкарёва. – М.: Медицина, 2012.-246 с.
Глушкова, Е. К. Сберегайте зрение [Текст]: учебное пособие для студ. / Е.К. Глушкова. – М.: Медицина, 2013.-124 с.
Экспериментальная работа на тему «Профилактика и преждевременное выявление сколиоза у малышей»
Введение
Сколиотические нарушения позвоночника числятся одними из более сложных недостатков опорно-двигательного аппарата человека. Сколиоз именуют био катастрофой населения земли. При проявлениях сколиоза отмечаются нарушения не только лишь функций опорно-двигательного аппарата, да и появление и развитие негативных сдвигов в функционировании внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, что первично обосновано действием патологического искривления позвоночника.
Урбанизация и техногенный прогресс содействуют тому, что раз в год больше людей мучаются позвоночными и суставными патологиями. А именно, вопросец, как вылечивать сколиоз, стал задаваться все почаще, так как неутешительный диагноз (медицинское заключение об имеющемся заболевании) ставят детям. При всем этом раз в год обновляется статистика по данному заболеванию, демонстрирующая степень его распространенности и характеризующая группы риска.
Статистика докладывает нам неутешительную информацию о том, что лишь 20% всех малышей школьного возраста не имеют искривления позвоночника, другими словами – сколиоза. Спецы определяют данную патологию, как устойчивую боковую искривленность позвоночника малыша с конфигурацией формы позвонков. При всем этом статистические исследования выявили, что девченки мучаются сколиотическим болезнью в 5, а то и в 6 раз больше, чем мальчишки. Интенсивность развития сколиотического заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) отмечается тогда, когда скелет малыша весьма стремительно вырастает. Потому спецы говорят, что на сто процентов излечить сколиоз может быть лишь при несформировавшемся до конца позвоночнике. У взрослого же человека поправить осанку уже нереально, искривление остается уже навечно. [16] Бессчетные исследования по выявлению сколиоза у малышей свидетельствуют, что эта деформация – одно из более нередких болезней опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и добивается высшей степени к окончанию роста детского организма.
В главном болезнь проявляется у особо старательных малышей, которые заместо занятий физической культурой предпочитают посиживать часами за уроками, увлекаются играми за компом либо играют на пианино. Если письменный стол не соответствует росту малыша либо он повсевременно носит тяжести в одной руке, то все это может стать предпосылкой развития сколиоза у малыша школьного возраста. Также, такие причины как очень мягенькая кровать, высочайшая подушечка, привычка опираться на одну и ту же ногу оказывают негативное воздействие на развитие правильной осанки. Уже к возрасту 12-13 лет в связи с усиленным ростом организма наметившее искривление позвоночника утежеляется, степень деформации усиливается. Сколиоз в исходной стадии суровой угрозы для малыша не представляет. Так как позвоночник не очень искривлен и если впору обратится к доктору, пройти курс исцеления и повсевременно заниматься целебной гимнастикой, то исцеление может предупредить прогрессирование искривления. Но время от времени встречаются запущенные случаи. Определение сколиоза в исходной стадии весьма принципиально для предупреждения его последствий.
Необходимость исследования данной темы подтверждает и тот факт, что число осложнений, которые могут серьезно разрушить здоровью малыша, возросло.[18]
В борьбе с деформациями позвоночника ведомую роль играют профилактические мероприятия, также как можно наиболее преждевременное выявление заболевания и ее своевременное исцеление. Хорошо воспитывать (Ни одно животное не затрачивает так много сил на воспитание детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка) малыша, выработать у него хорошую осанку – одна из основ профилактики этого заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности). Ортопеды считают, что исцеление сколиоза нужно начинать тогда, когда его еще нет. Исходя из этого, для того чтоб не развился сколиоз, основное внимание обязано быть обращено на нарушение осанки малыша. Выявление сколиоза на ранешней стадии его развития и, соответственно, вовремя начатое исцеление дают желаемые результаты. Наилучшим орудием в борьбе против сколиоза числятся профилактические осмотры, проводимые в детских коллективах, т. к. они дают возможность вовремя выявить и исключить предстоящее развитие деформации позвоночника.
Цель исследования:Обобщение способов профилактики и ранешнего выявления сколиоза у малышей.
Догадка:Профилактика сколиоза у малышей будет удачной при соблюдении разработанной методики и советов, а так же при ранешном выявлении конфигураций в позвоночнике на постоянных профосмотрах.
Задачки:
1) создать обзор литературы по теме, провести исследование.
2) проанализировать результаты исследования, обобщить способы профилактикии ранешнего выявления сколиоза у малышей
3) создать выводы по этой теме и создать советы.
Предмет исследования:Сколиотические нарушения позвоночника у малышей и предпосылки их вызывающие.
Объект исследования: учащиеся лицея № 7
Роль фельдшера в профилактике сколиоза
Повытрепываться безупречной осанкой сейчас могут немногие, разве что люди выполняющие повсевременно физические упражнения. К примеру, спортсмены, танцовщицы и проф военные. Сколиозу в той либо другой степени подвержены все. У людей с выраженным сколиозом сдвинуты и сдавлены внутренние органы, что быть может предпосылкой болей в голове, ухудшения зрения и слуха, гипертонии, невралгии, эпилепсии, сердечных колик, болей в лопатках, спине и пояснице.
В главном болезнь проявляется у особо старательных малышей, которые заместо занятий физической культурой предпочитают посиживать часами за уроками, увлекаются играми за компом либо играют на пианино. Если письменный стол не соответствует росту малыша либо он повсевременно носит тяжести в одной руке, то все это может стать предпосылкой развития сколиоза у малыша школьного возраста. Также, такие причины как очень мягенькая кровать, высочайшая подушечка, привычка опираться на одну и ту же ногу оказывают негативное воздействие на развитие правильной осанки. Уже к возрасту 12-13 лет в связи с усиленным ростом организма наметившее искривление позвоночника утежеляется, степень деформации усиливается.
Сколиоз в исходной стадии суровой угрозы для малыша не представляет. Так как позвоночник не очень искривлен и если впору обратится к доктору, пройти курс исцеления и повсевременно заниматься целебной гимнастикой, то исцеление может предупредить прогрессирование искривления. Но время от времени встречаются запущенные случаи. Определение сколиоза в исходной стадии весьма принципиально, за физическим развитием малыша должны повсевременно следить врачи-педиатры, школьные докторы и предки.
Если наблюдений нет, сколиоз развивается еще посильнее и происходит еще большее смещение межпозвонковых дисков. При сколиозе 2-3 степени позвоночник начинает задевать внутренние органы. При таком сильном сколиозе возникает огромное количество небезопасных болезней, которые могут серьезно разрушить здоровью человека.
Есть и остальные предпосылки развития сколиоза, это быть может рахит, гипотрофия, плохое питание, ожирение, нередкие и долгие заразные заболевания и плоскостопие. Почти все докторы сейчас склоняются к мысли, что сколиоз – это наследная болезнь. В 92% случаев наблюдается нарушение осанки у малышей, чьи предки тоже в той либо другой степени подвержены сколиозу. При всем этом совсем необязательно, что сколиоз будет развиваться в той же форме, как у родителей. Но он будет непременно. Потому родителям, имеющим деформацию позвоночника, нужно с малеханьких лет следить за физическим развитием собственного малыша. Не нужно ожидать, когда у малыша уже покажутся сколиотические деформации в той либо другой степени.
Сколиоз – это не только лишь недостаток осанки, приводящий к ухудшению очертаний фигуры человека. Сколиоз-это болезнь, которая не дает человеку жить настоящей жизнью. Таковая осанка – благодатная почва для развития заморочек психического нрава. Ведь наиболее 60% болеющих сколиозом – девицы и дамы, и психический дискомфорт при сколиозе доставляет им массу неудобств.
Что уж гласить о тех, кто обязан из-за невнимательного дела к его здоровью педиатров, родителей и учителей обязан всю жизнь жить с горбом. Ведь ребенок сам не может найти без помощи взрослых, есть у него искривления позвоночника либо нет. Психическая неувязка при сколиозе – это только малая часть всех других негативных проявлений данной заболевания. Ведь позвоночник – это центр организма. Все другие органы и мускулы подстраиваются под него. Конкретно потому искривление позвоночника быть может предпосылкой появления болей в голове, болей в грудной клеточке, пояснице и в лопатках. При искривлении позвоночника происходит сдавливание нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) корешков, находящихся в спинном мозге (Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, расположенный в головном отделе тела).
Межпозвонковые диски с одной стороны подвергаются высочайшему давлению, а с иной – низкому, потому они сдвигаются, что приводит к асимметрии мускул и органов. Искривленный позвоночник перекашивает тело и вызывает растяжение внутренних тканей, происходит деформация органов, защемляются нервные (относящиеся к пучкам нервов) окончания, находящиеся около позвоночного столба.
Деформация грудной клеточки и таза, смещение сердца, легких и остальных внутренних органов содействует ухудшению их функции. Мускулы тоже стают наименее работоспособными. Все это вызывает бессчетные сбои в работе организма, которые безизбежно появляются в нарушении обмена веществ и пищеварения, понижении активности человека и свойства его жизни. Самое опасное отягощение сколиоза – это разрушение позвоночного столба и межпозвоночных дисков с образованием грыж.
Тяжелое искривление позвоночника влияет на функции внутренних органов: нарушает механику дыхания, понижает насыщение артериальной крови (внутренней средой организма человека и животных) кислородом, вызывает нарушение кровообращения (Кровообращение — важный фактор в жизнедеятельности организма человека и ряда животных) в малом кругу и содействует к гипертрофии миокарда правой половины сердца, другими словами развитию симптомокомплекса легочно-сердечной дефицитности, объединенного заглавием “кифосколиотическое сердечко”.